Несколько торговых залов признаются единым магазином, если на них оформлен единый правоустанавливающий документ

24.10.2012 17:01 Администратор
Печать

Предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли переводится на уплату ЕНВД при условии, что она осуществляется через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли. Размер торговой площади является определяющим при принятии решения о праве налогоплательщика на уплату единого налога. А если торговля ведется сразу на нескольких торговых площадях? Как в таком случае устанавливать площадь, Минфин России рассказал в комментируемом письме. (Письмо Министерства финансов РФ от 03.11.11 № 03-11-11/274)

Скачать Письмо Министерства финансов РФ от 03.11.11 № 03-11-11/274

Ситуация

История довольно распространенная. Предприниматель открыл магазин с площадью торгового зала 104 кв. м. На этот магазин имеются отдельные правоустанавливающие документы. Через несколько лет он решил расширить магазин за счет дополнительного помещения на втором этаже этого же здания. Площадь нового торгового зала составляет 254 кв. м, и на него имеются отдельные правоустанавливающие документы. При этом вход в магазин осуществляется через общий вестибюль, расположенный на первом этаже здания. У торговых залов общие ассортимент товаров, касса, персонал и помещение для приема, хранения и подготовки товаров к продаже.

Понятно, что налогоплательщик задался вопросом: как учитывать площади указанных помещений для определения величины физического показателя при расчете единого налога на вмененный доход?

Нетрудно понять, что если площади торговых залов нужно складывать, то с правом на уплату ЕНВД придется распрощаться. А если нет, то платить единый налог можно будет хотя бы с одной площади.

Мнение

Минфин России хотя и сообщил в комментируемом письме, что в конкретных хозяйственных ситуациях он разбираться не обязан, тем не менее дал алгоритм для решения задачи.

Как указано в статье 346.27 НК РФ, к стационарной торговой сети, имеющей торговые залы, относится торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли зданиях или их частях, имеющих оснащенные специальным оборудованием обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли. К данной категории торговых объектов относятся и магазины.

Под магазином понимается специально оборудованное здание (или его часть), предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.

Площадью торгового зала признается часть магазина, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. Площадь подсобных помещений, в которых не производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала.

Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов. Такими документами являются, например, договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды.

Так вот специалисты финансового ведомства предписывают выполнять следующий алгоритм.

Если розничная торговля ведется с использованием нескольких торговых помещений с площадью торгового зала не более 150 кв. м в каждом, которые расположены в одном здании и относятся, согласно инвентаризационным и правоустанавливающим документам, к одному магазину, то для целей уплаты ЕНВД площадь всех торговых залов таких помещений суммируется.

Если розничная торговля осуществляется с использованием нескольких помещений с площадью торгового зала не более 150 кв. м в каждом, которые находятся в одном здании, но по инвентаризационным и правоустанавливающим документам проходят как самостоятельные магазины, то при расчета ЕНВД такие площади учитываются отдельно.

Значит, в рассматриваемой ситуации предприниматель имеет право учитывать площадь торговых залов на двух этажах для целей уплаты ЕНВД отдельно.

Опасность

Несмотря на столь позитивные рекомендации финансового ведомства, есть вероятность, что инспекторы на местах могут потребовать от налогоплательщика просуммировать указанные выше площади. И подтвердить свою позицию им поможет арбитражная практика.

Анализ ряда постановлений федеральных арбитражных судов* позволяет определить дополнительные признаки (помимо наличия отдельных правоустанавливающих и инвентаризационных документов), на основании которых торговые площади не признаются единым магазином для целей исчисления ЕНВД:

* См. постановления ФАС Западно-Сибирского от 10.06.08 № Ф04-2848/2008(4726-А67-29), от 07.06.06 № Ф04-3328/2006(23297-А27-35), Поволжского от 28.09.06 № А12-5432/ 06-С10, Северо-Западного от 09.04.07 № А13-2847/2006-11 округов.

– наличие в каждом помещении собственной контрольно-кассовой техники;

– наличие между помещениями четких границ;

– торговля разными группами товаров;

– отдельный штат работников;

– отдельные входы, отдельные помещения для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.

Такие аргументы обычно помогают налогоплательщикам отбиться от претензий налоговиков. Но в комментируемом случае, как ясно видно из самого запроса, ни одно из этих условий не выполняется. И следовательно, торговые площади индивидуальному предпринимателю придется суммировать, поскольку фактически они составляют единый магазин.