Notice: Undefined variable: alterlink in /var/www/admin/data/www/club-13.ru/modules/mod_pagepeel_banner/tmpl/default.php on line 55

Что волнует российских налогоплательщиков – TOP-10 налоговых вопросов 2011 года

23.10.2012 11:01 Администратор
Печать PDF

«Что волновало российских налогоплательщиков в 2011 году и ТОП-10 налоговых вопросов 2011 года» – исследование Юридической фирмы «Черник, Джаарбеков и партнеры».

ТОП 10 налоговых вопросов, по итогам 2011 года

1. Как повлияет на нашу организацию введение новых правил налогового контроля цен сделок законом о трансфертных ценах?

2. Какой дополнительный налог в размере 10% на заработную плату применяется с 2012 года?

3. Что делать с расходами будущих периодов, которые числятся в бухгалтерском учете по состоянию на 1 января 2011 года? Можно ли применять счет 97 «Расходы будущих периодов» в бухгалтерском учете в 2011 или 2012 годах?

4. Совпадает ли учет резерва по сомнительным долгам по налогу на прибыль и резерва сомнительных долгов в бухгалтерском учете?

5. Совпадает ли учет резерва предстоящих расходов на оплату отпусков по налогу на прибыль и оценочное обязательство по неиспользованным отпускам в бухгалтерском учете?

6. Организация выплачивает по итогам года дивиденды акционеру-организации, владеющей более 50% доли уставного капитала. Дивиденды выплачиваются в 2011 году из прибыли за 2009 и 2010 годы. Вправе ли мы применить ставку налога 0%, учитывая, что все условия для ее применения по ст. 284 НК РФ выполнены, за исключением условия о стоимости приобретения доли акционером в 500 млн. рублей?

7. Организация заказала изготовление рекламного ролика и получила исключительные права на него. Вправе ли мы установить срок полезного использования этого ролика в 2 года?

8. Изменится ли налогообложение беспроцентного займа между организациями в 2012 году?

9. Производственная организация установила учетной политикой в составе прямых расходов только расходы на оплату труда и соответствующие ей взносы работников, непосредственно участвующих в производственном процессе. Затраты на приобретаемое сырье и амортизацию производственных основных средств, в соответствии с учетной политикой признаем косвенными расходами. Правомерно ли это?

10. Насколько безопасно, с налоговой точки зрения, получение финансирования в виде займа от иностранного учредителя?

Комментарии от «Черник, Джаарбеков и партнеры» к ТОП-10 вопросам 2011 года.

К вопросу 1

Новые правила о налоговом контроле цен сделок распространяется на относительно небольшое количество налогоплательщиков. Если до 1 января 2012 года практически у каждого налогоплательщика могли быть сделки, которые налоговые органы могли проверить на соответствие рыночным ценам по статье 40 НК РФ, то с этой даты круг таких сделок резко сузился.

Эти правила введены так называемым законом о трансфертном ценообразовании ( Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения").

Если же налогоплательщик совершал в налоговом периоде контролируемые сделки, то он обязан вести дополнительную документацию и учет таких сделок. Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках и направляются налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки (ст. 105.16 НК РФ).

Следует также отметить, что по безвозмездным сделкам, НК РФ устанавливает требование определять налоговую базу от рыночных цен, со ссылкой на ст. 105.3. Это означает, что налоговые органы могут провести проверку правильности определения налоговой базы по безвозмездным сделкам по правилам, установленным для контролируемых сделок.

Под контролируемые сделки подпадают:

- Любые сделки с взаимозависимыми иностранными лицами (юридическими или физическими). Такие сделки контролируемые вне зависимости от суммы.

- сделки в области внешней торговли товарами мировой биржевой торговли ( если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей)

- сделки с лицами из оффшорных государств ( если сумма доходов по таким сделкам, совершенным с одним лицом за соответствующий календарный год, превышает 60 миллионов рублей)

Сделки между российскими взаимозависимыми налогоплательщиками признаются контролируемыми только при превышении установленного стоимостного порога. В общем случае этот порог достаточно высокий:

2012 год - 3 млрд. рублей;

2013 год - 2 млрд. рублей

После 2013 года – 1 млрд. рублей

Более низкие пороги установлены для некоторых особых случаев:

- Сделки с добытым полезным ископаемым, если одна из сторон сделки является налогоплательщиком налога на добычу полезных ископаемых, исчисляемого по налоговой ставке, установленной в процентах ( если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов)

- Сделки с налогоплательщиками, применяющими систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (если соответствующая сделка заключена в рамках такой деятельности) ( если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 100 миллионов)

- Сделки с организацией, которая освобождена от обязанностей налогоплательщика налога на прибыль организаций или применяет к налоговой базе по указанному налогу налоговую ставку 0 процентов в соответствии с пунктом 5.1 статьи 284 НК РФ ( если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов). В эту категорию подпадают сделки с налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения (УСН).

- Сделки с резидентом особой экономической зоны, налоговый режим в которой предусматривает специальные льготы по налогу на прибыль организаций (по сравнению с общим налоговым режимом в соответствующем субъекте Российской Федерации) ( если сумма доходов по сделкам между указанными лицами за соответствующий календарный год превышает 60 миллионов).

К вопросу 2

На 2012 год изменился (в сравнении с 2011 годом) тариф страховых взносов в фонды обязательного государственного страхования ( Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования ). Так, в 2012 году применяется положение ст. 58.2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»:

Тариф в 30% применяется до достижения базы для начисления взносов в 512 тыс. рублей.

Для базы для начисления взносов свыше 512 тыс. рублей применяется тариф 10%.

Следует отметить, что по формальным признакам, страховые взносы к налогам не относятся.

К вопросу 3

Приказ Минфина РФ от 24.12.2010 N 186н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и признании утратившим силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15 января 1997 г. N 3» внес существенные изменения в Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н.

В соответствии с п. 3 Приказа Минфина РФ от 24.12.2010 N 186н, данный Приказ вступает в силу с бухгалтерской отчетности 2011 года.

В соответствии с п. 65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (в новой редакции), затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида.

По нашему мнению, смысл изменений состоит в том, что отражение затрат как расходов будущих периодов возможно лишь в случаях, прямо предусмотренных нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.

В настоящее время отражение расходов по статье расходы будущих периодов предусмотрено ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда» и ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов».

В отношении иных расходов, которые не подлежат отражению как расходы будущих периодов, возникает необходимость изменения учетной политики для целей бухгалтерского учета.

Если у Общества возникает необходимость изменения способа ведения бухгалтерского учета анализируемых расходов, то обращаем Ваше внимание на следующее.

Согласно п. 10 ПБУ 1/2008 изменение учетной политики организации может производиться, в частности, в случаях изменения законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету.

Таким образом, в анализируемой ситуации может возникнуть изменение учетной политики Общества в связи с изменением нормативных актов по бухгалтерскому учету.

Согласно п. 14 ПБУ 1/2008 последствия изменения учетной политики, вызванного изменением законодательства Российской Федерации и (или) нормативных правовых актов по бухгалтерскому учету, отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном соответствующим законодательством Российской Федерации и (или) нормативным правовым актом по бухгалтерскому учету. Если соответствующее законодательство Российской Федерации и (или) нормативный правовой акт по бухгалтерскому учету не устанавливают порядок отражения последствий изменения учетной политики, то эти последствия отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в порядке, установленном пунктом 15 ПБУ 1/2008.

В анализируемой ситуации нормативные акты не регулируют порядка отражения операций в связи с изменением метода учета.

Таким образом, последствия изменения учетной политики отражаются в порядке, установленном п. 15 ПБУ 1/2008.

В соответствии с п. 15 ПБУ 1/2008 последствия изменения учетной политики и оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно, за исключением случаев, когда оценка в денежном выражении таких последствий в отношении периодов, предшествовавших отчетному, не может быть произведена с достаточной надежностью.

При ретроспективном отражении последствий изменения учетной политики исходят из предположения, что измененный способ ведения бухгалтерского учета применялся с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. Ретроспективное отражение последствий изменения учетной политики заключается в корректировке входящего остатка по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» за самый ранний представленный в бухгалтерской отчетности период, а также значений связанных статей бухгалтерской отчетности, раскрываемых за каждый представленный в бухгалтерской отчетности период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида.

Таким образом, если некоторые расходы в соответствии с требованиями нормативных актов не подлежат отражению в составе расходов будущих периодов, изменения в отчетности подлежат отражению ретроспективно.

Конкретный порядок ретроспективного отражения в учете корректируемых показателей можно определить только после анализа конкретной ситуации.

К вопросу 4

Статья 266 НК РФ регулирует расходы на формирование резервов по сомнительным долгам. Налогоплательщик вправе применять этот резерв или нет. В бухгалтерском учете организация обязана создавать резерв сомнительных долгов (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н). Правила учета резерва сомнительных долгов в бухгалтерском учете отличаются от правил налогового учета резерва по сомнительным долгам.

В вопросу 5

Статья 324.1 НК РФ регулирует порядок учета расходов на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков, резерва на выплату ежегодного вознаграждения за выслугу лет. Налогоплательщик вправе определить учетной политикой, применяет он эти резервы для целей налогообложения или нет.

В бухгалтерском учете организация обязана создавать оценочное обязательство по неиспользованным отпускам (Положение по бухгалтерскому учету "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/2010)", утв. Приказом Минфина РФ от 13.12.2010 N 167н). Правила учета этого оценочного обязательства и налогового резерва предстоящих расходов на оплату отпусков отличаются.

К вопросу 6

Изменения, внесенные Федеральным законом от 27.12.2009 N 368-ФЗ, которые отменяют условие о стоимости приобретения доли акционером в 500 млн. рублей, применяются с 1 января 2011 года и распространяются на правоотношения по налогообложению налогом на прибыль организаций доходов в виде дивидендов, начисленных по результатам деятельности организаций за 2010 год и последующие периоды.

Если дивиденды выплачиваются за 2009, то, по нашему мнению, ставка 0% может применяться только если выполнено условие о стоимости приобретения доли .

К вопросу 7

Пункт 2 ст. 258 НК РФ устанавливает, что п о нематериальным активам, указанным в подпунктах 1 - 3, 5, 6 абзаца третьего пункта 3 статьи 257 НК РФ, налогоплательщик вправе самостоятельно определить срок полезного использования, который не может быть менее двух лет. В этом перечне нет объектов авторских прав. Соответственно, для исключительных прав на рекламные ролики применяется общее правило (п. 2 ст. 258 НК РФ):

Определение срока полезного использования объекта нематериальных активов производится исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации или применимым законодательством иностранного государства, а также исходя из полезного срока использования нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования объекта нематериальных активов, нормы амортизации устанавливаются в расчете на срок полезного использования, равный 10 годам (но не более срока деятельности налогоплательщика).

К вопросу 8

Президиум Высшего арбитражного суда РФ в своем постановлении от 03.08.2004 N 3009/04 сформулировал позицию, согласно которой выгода организации - получателя беспроцентного займа в виде экономии на уплате процентов, не включается в налоговую базу по налогу на прибыль.

В то же время, с 1 января 2012 года были внесены существенные изменения в механизм определения рыночных цен для налогообложения на товары (работы, услуги), в том числе и на безвозмездные сделки. Минфин РФ в своем письме от 25.11.2011 N 03-01-07/5-12 «О порядке признания с 1 января 2012 г. сделок по предоставлению беспроцентного займа между взаимозависимыми лицами или выдаче поручительства в обеспечение исполнения обязательств взаимозависимого лица контролируемыми» выразил мнение, что такие сделки должны оцениваться по рыночной стоимости и включаться в доход.

Этот вопрос подлежит дальнейшему исследованию в 2012 году.

К вопросу 9

Статья 318 НК РФ предусматривает, что к прямым расходам могут быть отнесены, в частности:

- материальные затраты, определяемые в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 254 НК РФ;

- расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда;

- суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг.

Исходя из складывающейся судебной практики, производственным организациям не рекомендуется сокращать указанный выше перечень прямых расходов.

К вопросу 10

Главная опасность, с которой сталкиваются компании, получающие заемные средства от иностранных акционеров (участников) состоит в правилах тонкой капитализации, которые сформулированы в п. 2 ст. 169 НК РФ. Суть их в том, что если размер задолженности перед такой иностранной организацией более чем в 3 раза превышает собственный капитал (для банков, а также для организаций, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, - более чем в 12,5 раза), то налогоплательщик обязан исчислять предельную величину признаваемых расходом процентов. Сумма выплачиваемых процентов сверх предельных процентов не принимается как расход для налогообложения и признается дивидендами.

Следует отметить, что до конца 2011 года ограничение на сумму процентов по контролируемой задолженности практически не работало, если с иностранным государством партнера по сделке Россией заключено соглашение об избежании двойного налогообложения. Налогоплательщики в суде оспаривали это ограничение, так как в таких соглашениях обычно устанавливается правило о недискриминации иностранных компаний, а суды признавали правила о контролируемой задолженности (признание только части процентов в виде расходов) более обременительными для иностранного капитала, чем режим налогообложения процентов для российских организаций.

Но в конце 2011 годы вышло Постановление Президиума ВАС РФ от 15.11.2011 N 8654/11 по делу N А27-7455/2010, которое изменило судебную практику по этому вопросу. По мнению ВАС РФ ограничение суммы процентов по контролируемой задолженности не противоречит нормам международных соглашений, в которых предусмотрен особый режим корректировки прибыли для ассоциированных предприятий. Соответственно правила п. 2 ст. 269 НК РФ применяются, даже если у России есть соглашение об избежании двойного налогообложения с иностранным государствам, с организаций которого заключена сделка российского налогоплательщика.

Статистический анализ – что волновало российских налогоплательщиков в 2011 году и как изменились их интересы по сравнению с 2009 и 2010 годами.

Специалисты ЗАО «Черник, Джаарбеков и партнеры» подготовили настоящее исследование на основе анализа своих консультаций, данных в течение 2011 года в адрес различных предприятий.

В начале прошлого года мы делали подобный анализ на основе данных 2009 и 2010 гг. (http://www.cdlaw.ru/top-10/).

С учетом нового исследования можно с уверенностью говорить об определенных тенденциях в экономике.

Всего проанализировано более 2000 консультаций, подготовленных нашими экспертами в адрес предприятий различных форм собственности.

По отраслевому принципу эти организации целесообразно сгруппировать так же, как и в предыдущем исследовании - в 17 отраслей хозяйства, среди которых:

- транспорт,

- управление недвижимостью,

- общественные организации,

- промышленное производство,

- выставочная деятельность,

- страховое дело,

- банковская деятельность,

- дистрибьюция и торговля,

- прокат теле- и кино- программ,

- кинопроизводство,

- строительство,

- продажа товаров широкого потребления,

- пищевая промышленность,

- ЖКХ,

- культура,

- инвестиционная деятельность,

- лесное хозяйство.

Настоящее исследование позволило выявить налоговые и правовые проблемы организаций различных отраслей экономики в 2011 гг.

Анализ показал как устоявшиеся проблемы, по которым требуется привлечение внешних консультантов для налогового и правового консультирования, так и позволил выявить наиболее актуальные тенденции современного развития.

Проблемы, которые волнуют предприятия, разделяются следующим образом.

Вопросы, связанные с исчислением налога на прибыльи бухгалтерским учетом, занимают около 44,91%, в том числе:

Налог на прибыль – 23,71%;

Бухгалтерский учет – 16,69%;

Правильное отражение операций в налоговом учете – 4,51%;

Вопросы избежания споров с налоговыми и иными контрольными органами, применения соглашений об избежании двойного налогообложения, учета налоговых и правовых рисков - 31,73%:

Налоговое администрирование – 7,85%;

Оценка налоговых рисков – 7,51%;

Правильное оформление договоров – 5,34%;

Различные вопросы оформления взаимоотношений с контрагентами для снижения рисков – 7,35%;

Применение соглашений об избежании двойного налогообложения – 1,50%;

Оценка правовых рисков (не налоговых) – 1,34%;

Избежание административной ответственности – 0,84%.

Трудовые отношения, включая их оформления, а также исчисление и уплата «зарплатных налогов» - 10,02%:

Уплата страховых взносов – 4,34%;

Оформление трудовых отношений – 3,34%

Исчисление и удержание НДФЛ – 2,34%;

Уплата НДС, акцизов, применение специальных режимов налогообложения, уплата таможенных платежей,
налога на имущество –
12,51%:

НДС – 10,35%;

Применение специальных режимов – 0,50%;

Уплата акцизов – 0,33%;

Таможенные платежи – 1,00%

Налог на имущество – 0,33%.

Вопросы уплаты природоресурсных платежей – 0,84%.

Диаграммы, показывающие изменение соотношения вопросов в 2009 – 2011 гг., приведены ниже.

Анализ запросов по различным вопросам законодательства.

По-прежнему абсолютное большинство запросов связано с налогом на прибыль – примерно около 23,71% от общего числа запросов.

Но, при этом выявлена тенденция к уменьшению количества таких запросов по сравнению с двумя предыдущими годами.

Напомним, что количество запросов по налогу на прибыль в 2010 году составляло примерно около 38,7 % от общего количества вопросов, а в 2009 году - около 33%.

Четко прослеживается тенденция, что к внешним консультантам обращаются во все более сложных ситуациях, требующих умения комплексно решать проблемы.

Часть запросов была связана с особенностями не только налогового, но и бухгалтерского учета, при этом их количество выросло и составило в 2011 году 16,69% (7, 86% в 2010 году, 3,4 % - в 2009 году).

Сохраняется тенденция к запросам на предварительный анализ налоговых рисков.

Общее количество запросов на анализ ситуаций и расчет их налоговых последствий оставалось примерно одинаковым – около 7,51% в 2011 году, более 8% в 2010 году, более 10% - в 2009 году.

Вместе с тем, продолжает повышаться внимание к оформлению договоров и анализу правовых рисков отдельно от налоговых - 6,68% в 2011 году по сравнению с более 3% в 2010 году и 1,5% в 2009 году.

В целом количество запросов на комплексный анализ правовых рисков в 2011 году увеличилось по отношению к 2010 году более, чем в 2 раза, при том, что и в 2010 году такое увеличение по сравнению с 2009 годом было более, чем в 3 раза.

Теперь можно с уверенностью говорить о четкой тенденции превышения заказов на анализ правовых рисков над заказами на предварительный анализ только налоговых рисков .

Клиенты продолжают требовать более комплексного и объемного изучения их ситуаций, особенно, если предполагается проведение сложных сделок, приобретение активов или реорганизация бизнеса.

Вопросы избежания двойного налогообложения в 2011 году составили 1,50% от общего числа запросов, заметна тенденция к сокращению такого числа вопросов.

Запросы по проблемам налога на добавленную стоимость традиционно находятся на втором месте после запросов по налогу на прибыль.

Вместе с тем интересно, что в 2011 году их количество составило только 10,35%, по сравнению с предыдущими годами – в 2010 году составили около 13,75 %, в 2009 году – около 11,59 % в общей массе запросов.

Сохраняют актуальность вопросы, связанные с налоговым администрирование и проведением налоговых проверок.

При этом заметна тенденция к сохранению интереса к этим проблемам, но в 2011 году к ним добавили вопросы об административной ответственности.

В целом вопросы налоговой и административной ответственности составили 8,69% в 2011 году.

В 2010 году количество вопросов о налоговой ответственности составило около 8,64 % от общего числа вопросов, в 2009 году – около 8,98 %.

Резко уменьшилось количество запросов по исчислению и уплате НДФЛ – 2,34% по сравнению с более 7% запросов в 2010 году и 7,54 % - в 2009 году.

В связи с переходом на уплату страховых взносов резко выросло количество запросов на соответствующие темы.

Интересно изменение количества запросов, связанных с введением страховых взносов.

Так называемые «зарплатные налоги» вызывали интерес, но запросы по ним были достаточно не значительны.

Так, вопросы исчисления ЕСН в 2009 году составляли только 4,09% в общем числе запросов.

Вопросы, связанные с вступлением в силу законодательства о страховых взносов в 2010 году, составили 5,6% от общего числа запросов. Учитывая, что общее количество запросов в 2010 году возросло почти в 1,5 раза, можно понять, что интерес к проблемам страховых взносов в абсолютном исчислении тем более вырос.

Ситуация кардинально стала меняться в 2011 году - вопросы по уплате страховых взносов составили 4,34%, но при этом резко выросло число запросов, как правильно оформлять трудовые отношения – 3,34%.

Так что в целом вопросы по «зарплатным налогам» в сочетании с иными проблемами трудовых отношений составили около 10,02% запросов.

Количество запросов, связанных с применением специальных режимов налогообложения, продолжает сокращаться, в 2011 году такие запросы составили всего 0,5%, вопросы, связанные с уплатой акцизов – 0,33%.

Налог на имущество также не вызывает, в основном, серьезных затруднений, только 0,33% запросов связано с ним.

Обращает на себя внимание, что значительное число вопросов поступает от организаций, имеющих разветвленную систему филиалов или иных обособленных подразделений, а также юридических лиц, претерпевших реорганизацию.

В частности, до настоящего времени нормативные правовые акты содержат неопределенность по вопросу о праве доначисления налогов в отношении структурных подразделений налогоплательщика по тем периодам, когда данные подразделения обладали статусом самостоятельных юридических лиц.

Анализ запросов по отраслям

Если анализировать интересы предприятий различных отраслей, то можно сделать следующие выводы.

Крупные транспортные предприятия, как правило, волновали комплексные вопросы – отражение тех или иных операций в налоговом и бухгалтерском учете, разработка и редактирование договоров, оценка правовых рисков в тех или иных ситуациях.

Общественные организации были заинтересованы в разрешении сложных вопросов налога на прибыль.

Предприятия, связанные с промышленным производством, в основном, запрашивали консультации по налогу на прибыль, порядку налогообложения маркетинговых акций, а также связанные с налоговым администрированием. Такая же тенденция сложилась и у производителей пищевой продукции.

Торговля и дистрибуция интересовались налогом на прибыль, НДС, возможности применения льготы по НДС при продаже программных продуктов по коробочным лицензиям.

Предприятия ЖКХ интересовали вопросы по налогу на прибыль (особенно порядок применения резервов), природоохранные платежи и НДС.

Масс-медиа были заинтересованы в получении консультаций по вопросам прибыли, учета нематериальных активов, избежания налоговых рисков, комплексном анализе договоров.

Выставочные центры интересовал налог на прибыль и НДС, налоговые риски, сложные вопросы применения норм различных отраслей права.

Банковский сектор экономики уделял большое внимание практически всем налогам и вопросам проведения налоговых проверок.

Выявленные тенденции сохранялись как в 2011, так и в предшествующие годы.