Notice: Undefined variable: alterlink in /var/www/admin/data/www/club-13.ru/modules/mod_pagepeel_banner/tmpl/default.php on line 55

Расторжение договора с клиентом турфирмы

17.12.2012 12:54 Администратор
Печать PDF

Воспользовавшись скидками на раннее бронирование (обычно до апреля), клиент может столкнуться с тем, что у него не получается поездка в запланированные даты. Тогда туристский договор придется расторгнуть. Рассмотрим, какие бухгалтерские и налоговые последствия ждут компанию в таких ситуациях.

Основания для расторжения

Их может быть несколько.

Недоработка турфирмы

Если установлено, что фирма при организации тура существенно недоработала, тогда клиент имеет право расторгнуть договор с ней на основании статьи 29 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей». В этом случае компания обязана вернуть покупателю полную стоимость тура.

Нарушение условий договора

Клиент имеет право отказаться от поездки, если турфирма нарушила существенные условия подписанного с ним договора (ст. 10 закона о туризме).

Так, причиной отказа от турпоездки может стать не только ухудшение условий путешествия, указанных в заключенном контракте и туристской путевке, но и изменение сроков совершения путешествия, а также непредвиденный рост транспортных тарифов. Следует отметить, что к существенным изменениям обстоятельств относится и возникшая невозможность совершения туристом поездки по независящим от него обстоятельствам, например из-за болезни. Что касается понесенных затрат, то, согласно пункту 3 статьи 451 Гражданского кодекса РФ, они будут распределены судом исходя из справедливого распределения расходов между сторонами.

Пожелание клиента

Еще одной причиной аннулирования договора может стать просто желание клиента. В этом случае турист обязан возместить турфирме все возникшие при организации тура затраты (ст. 32 Закона № 2300-1). Аналогичные нормы содержатся в статье 782 Гражданского кодекса РФ. В ней сказано, что заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Подтверждение о фактических расходах

При расторжении договора в соответствии со статьей 782 Гражданского кодекса РФ оформляется акт удержания с клиента фактически понесенных затрат. Законодательством не утверждена конкретная форма такого документа. Его можно составить в произвольной форме. Главное, чтобы в акте были указаны: реквизиты турфирмы; данные туриста; маршрут поездки; даты начала и окончания поездки; причины расторжения договора; размер фактически понесенных затрат с расшифровкой по каждой сумме; другая необходимая информация.

Для обоснования фактически потраченных сумм турфирма должна приложить к данному акту:

– билеты и документы, подтверждающие штрафы, выставленные транспортной компанией за возврат билетов;

– броню отеля и документы, подтверждающие штрафы, выставленные за отмену бронирования;

– страховой полис и документы на штрафы за отмену договора страхования;

– квитанции об оплате трансфера и документы по штрафам за его отмену;

– документы по оплате сборов.

Бухгалтерский и налоговый учет

Расходы и возмещения, связанные с расторжением договора с туристом, отражаются в бухучете турфирмы на счете 91 «Прочие доходы и расходы». Нужно лишь разделить суммы по субсчетам. Так, понесенные затраты необходимо учитывать на субсчете «Прочие расходы». Что касается полученных от бывшего клиента сумм возмещения, то их необходимо отражать на субсчете «Прочие доходы» счета 91.

В налоговом учете при отражении возникших расходов необходимо включить их в состав внереализационных в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ.

Важно запомнить

В случае расторжения договора по инициативе клиента турфирма должна вернуть ему суммы за вычетом понесенных расходов. Однако для этого надо их документально подтвердить.