Мобильному банкингу придется подождать

18.12.2012 17:18 Администратор
Печать
Пока не будут получены ответы на важные вопросы

Число тех, кто ежедневно пользуется в России услугами мобильного банкинга, постоянно растет. Но пока, я думаю, оно вряд ли превышает полмиллиона человек. В ближайшие год-два многие эксперты обещают взрывной рост объема мобильных платежей. Однако без применения новых технологий, программ и изменений в законодательстве в это верится с трудом. Ведь сейчас даже банковские карты использует для расчетов лишь небольшая часть их владельцев, а дальнейшему продвижению мобильного банкинга мешают несколько проблем.

С какого устройства будем платить?

На сегодня наиболее полно и комфортно доступ к мобильным платежам обеспечивает… ноутбук с помощью интернет-банкинга. Вот только постоянно носят с собой ноутбук далеко не все из нас, да и для совершения частых платежей такой способ не очень подходит. Попробуйте, например, расплатиться с ноутбука за покупки, стоя у кассы супермаркета, где и с оплатой банковскими картами частенько бывают проблемы!

Вряд ли буду оригинален, если скажу, что самым ходовым устройством для совершения массовых платежей должен стать мобильный телефон. Но для этого надо, чтобы оплата им «на ходу» стала действительно легкой.

Хотя сегодня «продвинутыми» смартфонами и коммуникаторами владеет не такая уж большая часть россиян, их число постоянно растет. Однако с широким распространением телефонов, которые раньше были только у компьютерных «гиков», упал средний уровень технических знаний их владельцев. А использование мобильного банкинга пока еще требует аккуратности и технической грамотности.

Кроме того, дисплеи большинства телефонов слишком малы, их использование - дело молодежи с «орлиным» зрением. Да и новых сверхъемких аккумуляторов пока не видно даже на горизонте, а без них современные мобильники требуют ежедневной подзарядки при активном использовании. Малейшая забывчивость делает немалой вероятность внезапно остаться с неработающим «мобильным кошельком».

В принципе, комфортным процесс оплаты с помощью телефона небольших сумм может сделать массовое внедрение бесконтактных чипов. Они есть сегодня и у международных карточных систем (технологии PayPass и payWave), и у операторов сотовой связи (технология NFC). Широкое использование они получили, по-моему, пока только в любящей технические новинки Японии, но уже с конца прошлого года операторы российской «большой тройки» начали эксперимент по оплате проезда в общественном транспорте с помощью телефона с чипом NFC: достаточно провести аппаратом на расстоянии 5-10 сантиметров от приемного устройства, и деньги за проезд спишутся с вашего телефонного счета.

Банки или сотовые операторы?

Сейчас возможны два вида мобильных платежей - с авансового телефонного счета абонента и с банковского счета с помощью приложений, устанавливаемых на телефон. Можно также использовать обычную систему интернет-банкинга, работающую через браузер.

Платежи со счета мобильного телефона с прошлого года в том или ином объеме предоставляют все три ведущих оператора мобильной связи России. Причем у операторов в данном случае изначально более сильная позиция, чем у банков, ведь мобильный телефон есть у всех россиян, а счет в банке - далеко не у каждого.

Теоретически интерфейс доступа к мобильному банкингу должен быть прост и понятен. Однако для подключения к банковской системе необходимо обязательно зайти в офис банка, а также использовать специальные ключи или пароли. А вот платежи с телефонного счета проводить гораздо проще, и заходить в офис оператора для подключения услуги не нужно.

Следует сказать, что не так давно запущен совместный проект Альфа-Банка и «Вымпелкома», позволяющий привязать банковскую карту к счету мобильного телефона. Так что сотрудничество банков и операторов тоже возможно.

В общем, сегодня уже понятно, что со временем телефон полностью заменит банковскую карту. Поэтому его потеря станет весьма ощутимой. Если даже не учитывать стоимость самого мобильника и остаток денег на авансовом счете, информация о вас в телефоне уже сейчас часто включает в себя личные фотографии, доступ к социальным сетям, электронной почте, служебные документы, а зачастую - и доступ к банковским счетам с помощью мобильного банкинга. Сегодня мы не выходим из дома без ключей, денег и мобильного телефона. Возможно, с появлением удобных систем мобильного банкинга наличные станут лишними. Но чтобы это произошло, необходимо четко и однозначно ответить на обозначенные выше вопросы.