Иногда полезно быть наивными

25.12.2012 13:44 Администратор
Печать
Как чешские потребители меняют свою жизнь к лучшему

Что меня поражает в чехах, так это какая-то детская чистота и наивность в некоторых вопросах. Скажем, чехи уверены, что у них страшно коррумпированное продажное государство. И впрямь, где это видано, по оценке Transparency International, почти каждый пятый госзаказ в Чехии оформляется в обход правил. Почти каждый пятый! Против правил! Ужас. А ущерб для экономики от такой страшной коррупции - аж 3,5 млрд евро в год. Полагаю, что в рассказы про почти 100%-ную коррупцию и откаты, доходящие до 90% суммы заказа, чехи просто не поверят - для них это из области ненаучной фантастики. Да и то, что президент страны официально признает, что сумма откатов в госзаказах в России превышает 25 млрд евро (а в реальности раза в три больше), вызвало бы у нормального чеха когнитивный диссонанс.

Вспомнил я об этом, получив результаты очередного опроса чешских и словацких интернетчиков, который проводит сайт «Банковские платежи». Уже шестой год подряд чехи голосованием выбирают «самый абсурдный банковский платеж года». В первый раз им заслуженно стала комиссия за поступление денег на счет клиента. Впоследствии чехи признавали самыми абсурдными платежи за ведение счета, за «слишком большой вклад», за снятие денег в банкомате своего банка и за внесение денег на счет через отделение. На этот раз победил платеж за получение собственных денег со счета в отделении своего банка. Хотя, на мой взгляд, что-либо более абсурдное, чем платеж за начисление процентов на счет, придумать сложно (второе место в прошлом году).

Лидер движения за отмену абсурдных банковских платежей с нечуждым для русского человека именем Патрик Нахер, впрочем, считает, что самая глупая комиссия взимается с клиента, когда он просто смотрит в банкомате остаток на собственном счете (второе место в нынешнем году).

Пан Нахер - действительно не просто владелец забавного сайта, а лидер влиятельного потребительского сообщества. За годы проведения конкурса оно настолько окрепло, что банки просто вынуждены реагировать на появление своих платежей в шорт-листе опроса. Оплату поступления денег на счет отменили уже практически все чешские банки, но на это ушло несколько лет. Зато на результаты опроса 2008 года банки отреагировали почти мгновенно: платеж за «слишком большой взнос» сразу отменили Коммерческий банк и Raiffeisenbank, а Volksbank снизил его размер.

Интересно, что Патрик Нахер выступает против государственного регулирования платежей банковских клиентов. «Государство должно поддерживать процесс саморегулирования. Невозможно при помощи закона упразднить тот или иной банковский взнос - это приведет лишь к тому, что банки начнут прятать платежи, рассредоточивая по иным тарифным статьям. Государство должно позаботиться об атмосфере конкуренции», - говорит он в своих интервью. По его мнению, именно сообщество сознательных пользователей банковских услуг при поддержке прессы должно заставлять банки менять свою тарифную политику. А для этого надо повышать финансовую грамотность и убеждать клиентов банков делать сознательный выбор, а не просто соглашаться на все требования «привычного» банка.

Не сомневаюсь, что в России проповедника такой точки зрения обвинили бы одновременно в наивности, незнании жизни и черном пиаре в отношении одних банков по заказу других. А вот чехи своим «наивным» голосованием в Интернете и постоянным потребительским давлением на банки меняют свою жизнь к лучшему. Может быть, есть чему у них поучиться?