Синдром недоверия

21.12.2012 13:21 Администратор
Печать
Многие вкладчики по-прежнему не верят в систему страхования вкладов и считают, что сохранность сбережений смогут обеспечить только банки с участием государства.// Ирина Велиева, Михаил Доронкин. «Эксперт» №48 (637)/8 декабря 2008.

Перераспределение сбережений в пользу госбанков сильно ослабит частные финансовые институтыГлобальный финансовый кризис вызвал среди российских вкладчиков панические настроения: в сентябре 2008 года, впервые за последние четыре года, банки испытали существенный отток средств населения (см.

график 1). Сентябрьское снижение объемов рынка депозитов на 1,5% пришлось как раз на кульминацию кризиса ликвидности в российской банковской системе: отток средств происходил на фоне коллапса на рынке МБК и волатильности на фондовых биржах, а также негативных новостей с мировых финансовых площадок. Повышение максимального страхового возмещения по вкладам до 700 тыс. рублей смягчило тенденцию оттока, но не переломило ее. «Это не радикальная мера, от принятия которой следует ожидать немедленной реакции рынка. Существующий уровень страхового покрытия вполне защищает интересы массового вкладчика. По данным Агентства по страхованию вкладов, доля депозитов в суммах от 400 до 700 тысяч рублей составляет всего 8,9 процента общего объема депозитов физических лиц», - комментирует ситуацию Наталья Матюнина, старший вице-президент НОМОС-БАНКа.

По оценкам «Эксперт РА», из 30 крупнейших финансовых институтов по объему розничных депозитов лишь пять смогли продемонстрировать положительный прирост вкладов по итогам сентября: Сбербанк, ВТБ 24, Россельхозбанк, банк «Санкт-Петербург» и Московский индустриальный банк (см.
таблицу 1). В сформировавшейся пятерке чемпионов три госбанка. Именно им сегодня доверяют вкладчики, и именно в их пользу происходит перераспределение долей на рынке.

Гипертрофированное доверие населения к государственным банкам может оказаться очень опасным для всей системы. В краткосрочном периоде госбанки могут обращать панические настроения вкладчиков себе на пользу, дестабилизируя частные кредитные организации и переманивая к себе клиентскую базу «потенциально ненадежных» участников банковского рынка. В долгосрочном периоде банки с участием российского частного капитала просто лишатся одного из важнейших ресурсов привлечения долгосрочного диверсифицированного финансирования - средств частных вкладчиков. Система станет разбалансированной, а следовательно, еще более уязвимой.

Плохое равновесие

В любой экономике домохозяйства - главный источник долгосрочных ресурсов. Но даже до финансового кризиса в России это правило не работало. Если на начало 2008 года депозиты срочностью более года занимали 62,4% всех привлеченных вкладов, то на депозиты сроком свыше трех лет приходилось только 7,3% (см.

график 2). Существовало и более важное ограничение для развития рынка вкладов: население не только не хотело делать долгосрочные сбережения, но и не было готово просто сберегать. По данным опроса, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) этой осенью, примерно половина россиян (51%) тратили все деньги на текущие покупки и ничего не откладывали. Длительная доступность потребительского кредитования дала людям возможность наконец-то почувствовать преимущества общества потребления. В последние годы темпы прироста розничных кредитов более чем в два раза обгоняли показатели прироста привлеченных средств населения. Не способствовали формированию культуры сбережений негативный опыт 90-х годов и периодически возникающие диспропорции в банковской системе, а также сохраняющиеся высокие инфляционные ожидания.

Более того, с наступлением кризиса перестало работать и другое важное экономическое правило. После первого предложения нужно добавить следующую цитату: «Опора на долгосрочные сбережения населения обычно рассматривалась как дополнительный фактор устойчивости финансового института. «Депозиты физических лиц выполняют значительную роль источника пассивов, хотя и не единственную. Однако в последнее время для многих игроков рынка их значение очевидно возросло" - полагает Михаил Воронько, начальник управления маркетинга БАНКА УРАЛСИБ. Но точечные вспышки «паники вкладчиков» в октябре-ноябре показали, что банки, чья стратегия предполагала акцент на работе со средствами физических лиц, оказались в зоне риска. В некоторых регионах (Свердловская и Нижегородская области, Приморский край) крупные региональные банки стали жертвами информационных атак, целью которых было спровоцировать массовое изъятие вкладов. По признаниям самих банкиров, изымали в основном вклады, сумма которых не превышала 100 тыс. рублей, то есть средства, подпадающие под защиту системы страхования вкладов (ССВ).

По данным НАФИ, лишь 18% вкладчиков хорошо знакомы с функционированием ССВ - видимо, население по-прежнему не верит в то, что вклады в коммерческих банках могут быть гарантированы государством. «Более того, опрос показал: для большинства россиян надежность ассоциируется не с ССВ, а с государственным участием в деятельности финансового института. Свыше половины опрошенных указали, что решающим критерием выбора банка для них является госучастие» - констатирует Ольга Кузина, генеральный директор Национального Агентства Финансовых Исследований (НАФИ).

Это отражается и в уже отмеченном перераспределении долей на рынке в пользу банков с участием государства: забирая средства из частных кредитных организаций, люди направляют их на текущее потребление либо несут в госбанки. В краткосрочном периоде эта тенденция опасна как минимум по трем причинам. Первая - любому банку требуется колоссальная мобилизация ресурсов (финансовых и людских), чтобы успешно пережить панику вкладчиков. Банк не просто должен «сидеть на ликвидности», теряя прибыль, он вынужден искать дополнительные источники средств для удовлетворения неожиданно предъявляемых ему денежных требований. Вторая - перераспределение сбережений населения в пользу госбанков лишает частных игроков возможности сохранить пассивную базу и обеспечить кредитование, в том числе и кредитование предприятий. Наконец, третья причина возможных в будущем проблем: в случае банкротства частных банков из-за массового изъятия вкладов доверие к ним снижается еще больше - система попадает в замкнутый круг, логическим итогом движения по которому видится полное огосударствление банковского сектора.

Государство против рынка

Для российского рынка вкладов характерен существенный уровень концентрации: на 30 крупнейших по объему депозитов банков приходится 77% рынка, а на пятерку лидеров - 60%. Помимо исторически обусловленного доминирования Сбербанка причиной подобного дисбаланса выступает и сохранявшийся до последнего времени низкий уровень заинтересованности частных банковских структур в работе со средствами населения. Дешевые иностранные кредиты и устойчиво высокие темпы инфляции действовали как стимул к замещению внутренних источников привлечения ресурсов внешними займами. Сейчас ситуация меняется: в то время как рынки публичных заимствований закрыты, банки, ранее не ориентированные на средства населения, вынуждены обращаться ко всем возможным источникам привлечения, в том числе и к работе с депозитами. Однако если принадлежность банка государству останется решающим критерием надежности, частные банки вряд ли достигнут успеха в привлечении вкладов физических лиц. В этом случае в долгосрочной перспективе они будут менее устойчивы и более подвержены влияниям негативных внешних факторов.

Сегодня задача частных банков - максимально обеспечить потребности розничных вкладчиков, предлагая широкий выбор условий вкладов и делая акцент на надежности сбережений. «В существующих условиях, когда для вкладчиков главное сберечь собственные накопления, к параметрам, способствующим активному притоку средств во вклады банков стоит отнести сбалансированность линейки, надежность банка и конкурентные процентные ставки», - полагает Мария Воронина, заместитель начальника отдела депозитных операций Промсвязьбанка. Банкам необходимо сформировать у потребителя образ вклада как эффективного и одновременно простого и безрискового инструмента управления средствами. Обеспечение максимальной привлекательности вклада необходимо, однако при этом депозит должен выполнять свою основную задачу - сохранять сбережения, а не выступать в качестве источника получения дохода. Компромисс между привлекательностью и доходностью - включение в договор депозита возможности льготного предоставления дополнительных услуг. «Банки и клиенты сегодня как никогда заинтересованы друг в друге. Оптимизация линейки вкладов в большинстве банков сейчас происходит исходя из пожеланий самих потребителей, - считает Максим Кондратенко, член Правления Банка Русский Стандарт. - При размещении депозита банк должен предложить полный спектр обслуживания: это текущие операции, дистанционный доступ к счету, ранжирование вкладов, аккумулирование процентов на банковской карте и т. д.»

По нашим оценкам, будущее рынка вкладов именно за комплексными продуктами, позволяющими совершать одновременно как дебетовые, так и кредитовые операции. Простейший пример подобной стратегии - бесплатная кредитная карта за открытие вклада - успешно реализуется некоторыми банками. В ближайшие несколько лет депозит из стандартного средства сбережения должен превратиться в инструмент управления семейным бюджетом. Комплексные продукты не только увеличивают спрос на недепозитные услуги банка, но и позволяют в короткие сроки сформировать базу потенциальных потребителей. «Комплексное обслуживание повышает качество взаимоотношений банка и клиента, - уверен Вадим Юдин, начальник управления некредитных продуктов и VIP-обслуживания Альфа-банка. - С одной стороны, банк, длительное время работающий с клиентом, например по дебетовым картам, понимает существующие потребности данного человека, а также его финансовые возможности и может предложить интересные кредитные продукты по более низкой цене. С другой стороны, клиент получает возможность быстрого финансового роста, что повышает уровень доверия к банку». Однако при этом ключевыми параметрами вклада остаются простота и надежность.

Вместе с тем равномерное развитие рынка банковских депозитов невозможно без целенаправленной политики государства по формированию сберегательной культуры населения и повышению нормы сбережений в экономике. «Повышение финансовой грамотности - мера необходимая и, безусловно, оправданная, - полагает Альберт Звездочкин, старший вице-президент МБРР. - Все участники рынка заинтересованы в том, чтобы уровень восприятия банковских продуктов населением менялся, решения о размещении средств принимались осознанно, а не на основе каких-то психологических мотивов. Это существенно упростит и сделает более прозрачными отношения между банками и клиентами». Эффективными могли бы стать расширенные механизмы «вмененных сбережений» по аналогии с «материнским капиталом» и жилищными накопительными вкладами. Для защиты негосударственных банков также принципиально важно ввести институт безотзывных вкладов, по которым кредитные организации смогли бы предлагать более высокую ставку в обмен на невозможность изъятия средств в течение определенного времени. Государственная политика должна быть нацелена на стабилизацию и повышение устойчивости банковской системы - именно тогда высокую оценку надежности в глазах вкладчиков будут получать не только госбанки, но и частные финансовые институты.