Notice: Undefined variable: alterlink in /var/www/admin/data/www/club-13.ru/modules/mod_pagepeel_banner/tmpl/default.php on line 55

По любому получите

28.12.2012 19:52 Администратор
Печать PDF
Закон о страховании вкладов физических лиц в российских банках действует: если «сгорело» финансовое учреждение, получите компенсацию. Более того, банки предупреждают клиентов, чтобы на каждого из членов семьи вклад не превышал 700 тыс. рублей, только в этом случае вам удастся вернуть все деньги. // Артем Коваленко, «Эксперт Урал» №50 (358).

- Украли-и-и-и, - деревенская тетка в потертой серой шубе истошно вопит прямо в центре Тюмени, тщетно пытаясь обратить на себя внимание прохожих. Я, оправдываясь нехваткой времени, вслед за спешащими горожанами стараюсь проскользнуть мимо зареванной бабки. Как бы не так, схватила за локоть. Оттолкнуть «пострадавшую» рука не поднимается. Протягиваю пятидесятирублевую купюру: «Больше ничем не могу помочь». Старушка шарахается: «Да у мене 20 тыщ пропало!». «Такой суммы у меня нет», - одновременно стараюсь отшутиться и освободить захваченные конечности. Бесполезно, возмутительница спокойствия крепко ухватилась за рукав. Придется смириться с потерянной командировкой. «Что же, - говорю, - пойдемте в милицию». «Пойдем, милок, пойдем, я им всем покажу. А обхаживали-то как, чаю-то мы вам принесем, на стульчик-то присядьте. Я, дура старая, уши и развесила-а-а-а», - опять заголосила попутчица. Но перспектива весь день потратить на эмоциональные рассказы новой знакомой не радует, и я ускоряю шаг. Старушка не только не отстает, но и забегает вперед, чтобы контролировать мое передвижение. Выбившись из сил, начинаю расспрашивать: «Ну а приметы хоть помните?». «В костюмах они все были, при разноцветных галстуках, а главный-то у них лыбился, мошенник, знал, видать, что с деньгами приду, с кровными. Это все невестка моя, Юлька, чтоб ей поскользнуться, это она говорила - несите деньги, несите, в сохранности будут», - затараторила пенсионерка.

Отделение милиции, уткнувшееся серым фасадом в конец улицы, стало для меня символом освобождения от назойливой «жертвы ограбления». С порога заявляю: «Женщину обокрали, помогите, пожалуйста, а я дальше пойду». Однако зевающий страж порядка протягивает чистый лист бумаги: «Пишите во всех подробностях». Вздыхаю, сажусь. «Про что писать-то?». «Кто ограбил, сколько украли», - перечисляет милиционер. «Пиши, пиши», - поддакивает «потерпевшая». «Тогда диктуйте». «Так, - сосредоточилась тетка. - Во всем виноват банк, он мои деньги украл». А дальше как в немом кино: мы с сержантом беззвучно смеемся, бабка воткнула руки в боки и злобно ухмыляется.

Забирайте деньги

Из милиции мы ушли: состава преступления нет. Да и история банальна: жительница тюменского пригорода, из поселка Антипино, по совету родственников, стала вкладчиком банка «Сибконтакт» месяцев шесть назад. Накопленные 20 тыс. рублей отдавала неохотно, «чувствовала - не к добру». Приехала, чтобы деньги забрать, половину внуку отдать на компьютер, вторую - на покупку холодильника потратить. «Пришла в банк, а охранник сказал, что тот потерял лицензию и теперь не работает. Ходила, ходила, а потом не выдержала, заревела»…

Теперь мой выход: «Объявления надо читать, наверняка на дверях банка бумага висела, что компенсации по вкладам выплачиваются в другом банке. Бывшим вкладчикам "Сибконтакта" такие выплаты производят в Ханты-Мансийском банке (ХМБ). Уже с 4 декабря выплачивают». Половину из сказанного бабка не поняла: «Чо, в другом месте, что ли могу их попросить?». Киваю. «Ну веди», - командует она, и снова смертельной хваткой виснет у меня на рукаве. Ближайшее отделение ХМБ в трех остановках (карту купили, адреса посмотрели), добираемся на автобусе. Старушка при виде банка начинает подмигивать: «Если поможешь мне, я тебе такого варенья привезу, так и в гости приезжай, у нас рядом озеро, девчонки веселые».

На дверях ХМБ объявление, в котором перечислены отделения, где компенсации могут быть выплачены. То отделение, куда мы пришли, к ним не относится. Тем не менее счастья попытали: прошли, спросили. Оказывается, можно и здесь получить. Сотрудница доходчиво объяснила процедуру: «Вкладчик должен представить удостоверяющий личность документ, по которому открывался банковский вклад в "Сибконтакте", заполнить заявление о выплате возмещения по установленной форме. В случае разногласий, связанных с размером возмещения по вкладам, нужно представить в банк-агент дополнительные документы, подтверждающие обоснованность требований». Бабулька опять заволновалась: «Деньги-то все отдадите?». «Если у вас вклады в совокупности не превышали сумму 700 тыс. рублей, то все», - отчеканил специалист. «Ну, оформляйте».

Через полчаса довольная старушка вышла из банка, посмотрела в мою сторону - и направилась в другую. «Постойте, расскажите, все в порядке, все деньги отдали?» - догоняю уже почти «родственницу». «Не проси, не дам», - отрезает она…

А может, все-таки оставите

Я в замешательстве. То есть деньги-то моя знакомая получила, но, испугавшись, что я буду требовать материальной компенсации за помощь, ретировалась, так и не рассказав, как дело было. И чтобы выяснить, что на самом деле происходит с выплатами, иду в другое отделение ХМБ. Здесь уже сам представляюсь бывшим вкладчиком. Благо очередей нет, можно дольше фантазировать.

Подхожу к сотруднику, представляюсь жителем Тюмени, только без документов, дома забыл. «Какую сумму в "Сибконтакте" держали?». Невозмутимо отвечаю: «Двести пятьдесят тысяч рублей». Банковский специалист оживает: «Ой, знаете, у нас какие вклады выгодные есть. При таком-то вкладе столько-то процентов, при этом - еще больше, а здесь - в доллары и евро можете накопления перевести». «Да мне бы только процедуру узнать», - говорю со скучающим видом. Интерес ко мне пропал: «Процедура стандартная, составляете заявку, смотрим по реестру, платим деньги, 20 минут и готово. А может, все-таки оставите, до вас только два вкладчика деньги забрали», - почему-то полушепотом рассказывает юноша. «Подумаю пока», - бросаю я, направляясь к выходу. В двух других отделениях ХМБ ситуация похожая: очередей нет, как и ажиотажа, с разной степенью настойчивости предлагают стать вкладчиком. В общем-то, это понятно, банк блюдет свои интересы, но прежде всего он же официальный представитель государственной структуры (я АСВ имею в виду) и должен выплачивать компенсации, а не навязывать вклады. Выплатил, потом навязывай. А на меня до получения столько лишней информации вылили, что я последнюю тысячу рублей хотел вложить, лишь бы перевести тему.

Вопросы остаются: сколько вкладчиков забрали компенсации, где толпы недовольных? За ответами иду в филиал ХМБ в Тюмени. Мне сообщили, что АСВ приняло решение о наделении банка полномочиями агента по выплате компенсаций бывшим вкладчикам «Сибконтакта». ХМБ получил реестр клиентов «Сибконтакта», и с 4 по 12 декабря компенсации уже получили порядка 90% вкладчиков банка-должника. Причем более 40% из них положили полученные средства на депозиты в Ханты-Мансийский банк. Будут оповещены все без исключения вкладчики, которым «Сибконтакт» должен средства, в том числе те, на счетах которых лежали крайне незначительные суммы…

Из банка до вокзала иду пешком: вдруг кому из бывших клиентов «Сибконтакта» еще консультация понадобится, только сразу предупрежу, что бесплатно… Хотя где их сейчас найдешь: компенсации почти за неделю разобрали. Мне кажется, не в мобильности людей дело, а в недоверии к государству, его действиям в период кризиса. Пока дают, надо брать и ноги уносить. Опять-таки почти каждый второй деньги оставил в банке. С одной стороны, уговаривать, стало быть, получается. С другой - закон о выплатах работает.

Соседи по купе в поезде до Екатеринбурга из свердловского аэропорта летят в Египет на две недели. Деньги на путевки - часть компенсации из ХМБ. Остальные снова вложили. «А смысл бояться, даже если банк закроют, выплатят в другом», - слова тюменцев идеально подходят в качестве резюме для этой командировки.