«У богатых свои причуды», - сказал один мой знакомый, побывав со мной на открытии мотосезона Harley-Davidson-2008, проходившего в начале лета. И действительно, недешевое это удовольствие - покупка нового мотоцикла, тем более известной марки. Стоимость такой «игрушки» может достигать $20-30 тыс. Однако у истинных байкеров, да и просто у любителей двухколесной езды свой взгляд на вещи. За последние пять лет объемы продаж мотоциклов в стране выросли более чем в четыре раза, и, по мнению некоторых наблюдателей, это еще не предел. Перефразируя слова великого комбинатора, мотоцикл становится не роскошью, а средством передвижения, и число желающих приобрести его с каждым годом только увеличивается. Но, как мы уже отметили, нужны деньги, причем немалые. Тем, кому не хватает собственных средств на покупку мотоцикла, банки предлагают специальные мотокредиты, в их особенностях и попытался разобраться D'.
Специальные, но дорогие
В свою очередь, кредитные учреждения не особо торопятся это делать. И проблема не только в том, что другие виды транспорта являются более популярными у клиентов. Основным тормозом развития ссудного рынка мотоциклов являются высокие кредитные риски, в силу чего банки вынуждены или вообще игнорировать это направление деятельности, или внедрять его с большой осторожностью, устанавливая при этом повышенные ставки и более жесткие требования к заемщикам в плане страхования.
Заключая кредитный договор с клиентами, банки в первую очередь руководствуются сугубо прагматичными соображениями: они хотят вовремя и в полном объеме вернуть выданные заемщикам средства, а также получить проценты за их использование. Сделать это можно путем минимизации рисков. Условно они делятся на две группы: риски, возникающие в связи с неплатежеспособностью заемщика, а также риски, связанные с жизнью заемщика или утратой техсредства. Первые целиком и полностью ложатся на кредитную организацию, другие становятся головной болью страховых компаний, которые, в отличие от ситуации, например, с автомобилями, крайне неохотно идут на оформление любых полисов страхования двухколесной техники.
Их можно понять. Байкеры - удивительные люди. Романтика езды со скоростью более 200 км в час является для многих из них настолько привлекательной, что становится практически нормой жизни. В свою очередь, такое отношение к правилам дорожного движения порождает много проблем. По статистике, число ДТП с участием мотоциклов (в процентах к их общему количеству) существенно выше, чем с участием автомобилистов. Поэтому мотоцикл рассматривается страховщиками (да и не только ими) как один из наиболее небезопасных видов транспорта. Кроме того, мотоцикл угнать гораздо легче, чем автомобиль, а вероятность его последующего нахождения практически равна нулю. Те из страховщиков, кто
Правда, банки постепенно идут на определенные уступки. В первую очередь это касается страховки. Полис каско у ряда банков перестал быть обязательным условием получения займа. В качестве основного довеска осталось страхование жизни и здоровья клиента. Это позволило несколько сократить затраты заемщика, ведь средние цены по данному виду страховых услуг значительно ниже, чем по каско. Наряду с этим были сделаны и другие реверансы в сторону клиентов, касающиеся перечня исходных документов, сроков рассмотрения кредитной заявки и т. д.
Сегодня заем на покупку мотоцикла может быть предоставлен любому лицу, подтвердившему свою платежеспособность, в возрасте от 22 лет, имеющему гражданство РФ. Процентные ставки в среднем по рынку колеблются в пределах 14-18% годовых (без страховки каско). Сумма мотокредита определяется условиями конкретного банка и платежеспособностью клиента, но редко превышает 80% стоимости транспортного средства. При этом до момента окончательной выплаты ссуды мотоцикл будет находиться в залоге у банка и, следовательно, не может быть продан или переоформлен на другого владельца.
Сегодня можно взять кредит как на новый, так и на подержанный мотоцикл, правда, второй вариант менее распространен - подобные предложения можно пересчитать по пальцам. Более того, получить заем на подержанный мотоцикл можно лишь в том случае, если он импортного производства и не старше трех лет. Следует также отметить, что в последнее время при оформлении мотокредита банки стали больше внимания обращать на наличие водительского стажа, а также на возраст клиента и марку транспортного средства, в зависимости от которых и формируются окончательные условия выдачи займа.
Как выбрать кредитора
Рынок кредитования мотоциклов представлен сегодня небольшим количеством российских банков, но даже этот факт не позволяет изложить содержание всех имеющихся программ. Поэтому остановимся на некоторых из них. Сначала о грустном: те банки, которые не требуют обязательного полиса каско (см. таблицу), компенсируют риски за счет высокой процентной ставки. У Москоммерцбанка она самая высокая - 27% годовых в рублях, это больше похоже не заградительный тариф, нежели на рыночное предложение. У банка «Траст», который кредитует покупку как новых, так и подержанных мотоциклов, ставка ниже - 16%, но вместо единовременной комиссии (как у большинства игроков) он взимает ежемесячную - 0,7%. В результате реальная переплата окажется существенно выше.
Таблица
Мотокредиты
Банк / программа | Срок кредита / первоначальный взнос, % | Сумма кредита | Ставка, % | Единовременная комиссия | Условия страхования |
---|---|---|---|---|---|
МКБ / кредит на покупку мотоциклов и мототехники | до 5 лет / 30 | от 120 тыс. руб. /$,€ 4 - до 250 тыс. руб. / €, $10 тыс. | 16 в руб., $, € | 7,5 тыс. руб., $300, €240 | страхование мотоцикла не требуется |
Сбербанк / кредиты на покупку автомобиля | до 5 лет / по договоренности | мин. 45 тыс. руб., макс. - в зависимости от платежеспособности заемщика | 9-9,5 в $, 9,5-12,5 в руб. | нет данных | каско (утрата, угон, ущерб) |
Первый республиканский банк / «Мотокредит» | 12-36 мес. / 10 | до $50 тыс. | 9-12,5 в $, €, 10-15 в руб. | $200, €200, 6 тыс. руб. | ОСАГО, каско, страхование жизни заемщика |
МДМ / «Мотоцикл» | 5 лет / 20 | до $30 тыс. | 16 в $, 18 в руб. | $300, €300, 8 тыс. руб. | страхование от несчастного случая, ОСАГО |
БСЖВ / кредит на приобретение мотоцикла | 6-36 мес. / 25 | от $3 тыс. / 90 тыс. руб. максимальная сумма не ограничена | 11 в $, 12 в €, 15 в руб. | $200, €200, 6 тыс. руб. | автокаско и гражданская ответственность, страхование жизни |
Алемар / «Стандартный кредит» | до 5 лет / 0 | от 50 до 250 тыс. руб. (эквивалент в валюте) | 9-12 в $, 13,5-17 в руб. | $100-250, 3-7,5 тыс. руб. | каско, ОСАГО |
НБ «Траст» / «Мотокредит» | 12-36 мес. / 20-30 | новый мотоцикл 30-450 тыс. руб., с пробегом - 30-300 тыс. руб. | 16 | 0,7% суммы кредита ежемесячно | страхование транспортного средства не требуется |
Москоммерцбанк / «Автоэкспресс плюс» | 1-3 года / 30 | 100-350 тыс. руб. | 27 | отсутствует | страхование жизни |
Агропромкредит / «Автокредит» | до 7 лет / 20 | мин. 80 тыс. руб., $3 тыс., макс. - не ограничена | 20-22 в руб., $, € | 1% суммы кредита | ОСАГО, страхование жизни и здоровья заемщика |
Источник: данные банков
У Московского кредитного банка вроде бы тоже нет обязательного страхования каско, да и ставки среднерыночные - 16% годовых, однако слишком узок круг партнеров: приобрести на заемные средства мотоцикл можно лишь в двух салонах - в «Аояма моторс» (дилер мотоциклов Honda), а также в компании «АвтоDom» (дилер BMW). Кроме того, обязательным требованием банка является наличие первоначального взноса в размере не менее 30% стоимости приобретаемого транспорта.
Есть, правда, еще одна спецпрограмма, созданная в соавторстве с салонами мототехники «Байк лэнд». Принципиальной особенностью ее является не только отсутствие залога транспортного средства, но и минимальный комплект документов, необходимых для получения кредита (паспорт гражданина РФ и копия трудовой книжки, заверенная работодателем). Такой кредит обойдется дороже - 18% годовых. Из новичков следует отметить предложение Первого республиканского банка. Он запустил кредитную программу на покупку новых мотоциклов как импортного, так и отечественного производства. Максимальная сумма кредита - $50 тыс., а первоначальный взнос один из самых низких - 10%. Процентная ставка по займу зависит от величины первоначального взноса и срока кредитования.
Если говорить о стратегии получения займа на покупку мотоцикла, то лучше всего «танцевать» не от банка, а именно от мотосалона, в котором вы планируете приобрести двухколесного «зверя».
Следует также помнить, что мотокредиты - это далеко не единственный способ приобрести мотоцикл на заемные средства. Можно также воспользоваться обычными банковскими займами на неотложные нужды. Их основным достоинством является не только возможность более широкого выбора программ кредитования, но и отсутствие залога, необходимости подтверждения целевого использования средств и страхования по каско. Таким образом, появляется дополнительная степень свободы, позволяющая распоряжаться кредитными деньгами по собственному усмотрению. Более того, у некоторых банков максимальная сумма займа на неотложные нужды уже составляет 1 млн руб. Этого вполне хватит на покупку практически любого спортивного мотоцикла. И даже останется на страховку или иные расходы.
< Предыдущая | Следующая > |
---|