Привычного осеннего оживления на автомобильном рынке нет.
Наоборот, темпы роста продаж авто снижаются, хотя в начале года аналитики прогнозировали, что они достигнут шестидесятипроцентной отметки. Для такого оптимистичного прогноза были основания: аналогичная динамика предыдущих лет, ненасыщенность рынка и высокий спрос, доступность заёмных средств.
В день вступления Украины во Всемирную торговую организацию (ВТО) произошло заявленное в международных соглашениях снижение таможенных пошлин на импорт легковых автомобилей с 25 до 10%. Однако дистрибуторы не могли заранее знать дату вхождения в ВТО и совсем не были уверены, что снижение вообще произойдёт. Так, весной Верховная Рада отсрочила снижение пошлин до 2009 года, но этот законопроект ветировал президент Виктор Ющенко. Новые пошлины взимаются с 16 мая на основании письма Государственной таможенной службы, и легитимность такой нормы легко может быть оспорена в судебном порядке. Неопределённость с таможенной ставкой сохранялась несколько месяцев, что ставило импортёров в тупик: они попросту не могли сформулировать ценовое предложение.
По мнению
В итоге автомобильный рынок впервые за много лет начал стагнировать - общий объём продаж легковых машин в конце лета снизился на десять процентов по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Негде одолжить
Развитие автокредитования привело к тому, что продажи новых автомобилей стали всецело зависеть от эффективной работы финансовых учреждений: почти 70% машин покупалось в кредит. После того как банки подняли с начала года ставки по автокредитам
По прогнозам экспертов компании «Простобанк Консалтинг», до конца года процентные ставки по автокредитам продолжат расти. Если сейчас в среднем по рынку ставка составляет 23,44% в гривне и 16,09% в долларах, то в декабре возможен скачок до 24,5 и 17% соответственно. Этот прогноз основан на действиях регулирующих финансовую систему органов. Так, Национальный банк Украины (НБУ) увеличил учётную ставку с 10 до 12% годовых. С середины сентября регулятор также ввёл некоторые ограничения, которые банки должны выполнять. Среди новых требований - наличие обязательного первоначального взноса заёмщика при покупке автомобиля. Также заёмщик обязан предоставлять банку информацию о подтверждённых доходах, которые покрывают ежемесячные выплаты тела кредита, тогда как ранее учитывались и неофициальные доходы клиента. Это требование уже действует в ОТП Банке,
Кроме того, НБУ распорядился, чтобы с октября банки обязательно указывали реальную ставку кредитования в договоре (в том числе с учётом страховки), которая часто занижалась при помощи скрытых дополнительных платежей. Например, сейчас
Между тем на фоне общего кризиса ликвидности снижение объёмов автокредитования не столь масштабное в сравнении с другими сегментами. «Обвала рынка автокредитов не будет. Кредит на покупку жилья сейчас очень дорогой, фондовый рынок нестабилен, а наши соотечественники привыкли тратить накопления сразу, чтобы не потерять на инфляции. Покупка автомобиля в кредит как способ сохранения капитала - неплохой вариант», - считает финансовый аналитик компании «Простобанк Консалтинг» Владимир Паюк.
Кто как может
«Дальнейшее развитие кризиса приведёт к росту инфляции, обесцениванию национальной валюты, удорожанию процентных ставок и уменьшению реальных доходов населения, а значит, затронет и спрос на автомобили. Мы уже снизили наш прогноз роста автомобильного рынка в нынешнем финансовом году до семисот тысяч автомобилей (с 850 тыс. авто. - ″Эксперт″)», - сообщил менеджер по связям с общественностью компании «Ниссан Мотор Украина» Игорь Соколов.
В таких условиях импортёры пошли по пути внедрения собственных программ кредитования. Так, «Ниссан Мотор Украина» летом запустила кредитную программу Nissan Finance. Это второй такой проект: год назад аналогичную программу начала вводить компания «Рено Украина». «Чтобы нарастить продажи, с первого октября мы запустим специальное предложение по программе Nissan Finance: 7,7% годовых в долларах на весь модельный ряд Nissan. За первые три месяца её работы компания рассчитывает реализовать около
Программу Nissan Finance финансирует французский банк RCI Banque (дочерняя структура группы
Есть компании, которые продолжают уверенно расти, несмотря на кризис и общее падение продаж. Они нашли выход в сотрудничестве с родственными кредитными учреждениями. Так, на фоне всеобщего охлаждения рынка бренд Hyundai в два раза увеличил объемы продаж авто в кредит. Это стало возможным благодаря специальной кредитной акции АКБ «Мрія», который предложил 16% годовых в гривне или 11,5% в долларах + 1% от суммы кредита - единоразовая комиссия. «Для нас этот год очень ответственный, поскольку компания взяла на себя высокие обязательства перед производителем по объёмам продаж. Благодаря твёрдым договорённостям с кредитующими организациями нам удаётся ежемесячно увеличивать свои продажи», - объясняет коммерческий директор «Хюндай Мотор Украина» Геннадий Четверухин.
Наряду с этим почти все автосалоны завлекают клиентов снижением цен на автомобили и разнообразными акциями. «Поскольку около половины автомобилей Subaru продаётся в кредит, ухудшение условий кредитования замедлило рост рынка: мы надеялись выйти на более высокие показатели в традиционно активный осенний сезон. Чтобы поддержать динамику продаж, компания ещё в конце лета снизила цены на автомобили. А недавно решили продавать модель Subaru Tribeca на двадцать тысяч гривен дешевле, почти по ценам серых дилеров», - говорит менеджер по маркетингу дистрибуторской компании «Субару Украина» Олег Давыденко.
Импортёры и дилеры довольно часто проводят совместные акции с банками. Если финучреждение предлагает эксклюзивные условия для автосалона, стороны заключают соглашение о специальных условиях и введении совместной программы. Между ними есть договорённость, по которой за каждого привлечённого клиента и оформленный кредит банк выплачивает автосалону вознаграждение, как правило, в виде комиссии. В среднем его размер составляет
Отрезвляющий кризис
Сложности с получением ссуд на покупку авто остудят рынок. По неофициальным данным, сегодня каждый десятый житель страны выплачивает автокредит. Кроме того, экстенсивный рост продаж новых автомобилей (более 60% в 2007 году) выявил неготовность инфраструктуры больших городов к такой стремительной автомобилизации. Украинский рынок значительно отстаёт от европейского, где на тысячу жителей приходится около 600 автомобилей, тогда как в Украине - менее 200, и поэтому его развитие закономерно.
Выдача кредитов на автомобиль (средней стоимостью 15-20 тыс. долларов) без первоначального взноса приводила к тому, что в основном заёмщиками становились клиенты с невысоким уровнем доходов. Покупатели, приобретающие дорогие машины, часто готовы рассчитаться за них сразу. То есть главными заёмщиками были потребители из потенциально рискового сегмента. Такая кредитная политика банков в среднесрочной перспективе могла привести к повальному невозврату долгов. Поэтому прекращение массовой выдачи автокредитов позволит предотвратить глубокий кризис и банкротство финучреждений.
Тем не менее рынок растёт: в этом году эксперты прогнозируют увеличение продаж новых автомобилей на 25%, что намного выше европейского показателя
< Предыдущая | Следующая > |
---|