Notice: Undefined variable: alterlink in /var/www/admin/data/www/club-13.ru/modules/mod_pagepeel_banner/tmpl/default.php on line 55

Сетевой переплет

05.12.2012 10:50 Администратор
Печать PDF
Чтобы закрепиться на возрождающемся рынке потребкредитования, банкам необходимо оптимизировать структуру розничных точек.
kreditovanie071210-180x160.jpg

Одна из приоритетных задач банков в 2010-2011 годах - оптимизация сети продаж, в том числе в региональном разрезе. До кризиса они активно расширяли свое территориальное присутствие, увеличивая количество офисов, в период же экономического спада произошло заметное сокращение банковских сетей, а объекты, находившиеся на этапе запуска, были заморожены. Теперь кредитные организации ищут золотую середину, оценивая эффективность работающих точек и целесообразность открытия новых.

Эволюция форматов

Согласно данным Центробанка, число структурных подразделений банков на Северо-Западе в октябре текущего года по сравнению с маем уменьшилось на 109 единиц, что свидетельствует об оптимизации кредитными организациями сетевой структуры. Но на этом фоне появилось 69 еще операционных офисов. Процесс трансформации филиалов в наиболее оптимальный с финансовой точки зрения формат операционных офисов начался еще до кризиса, после того как в 2007 году регулятор дал официальное согласие на подобные процедуры. В кризис этот тренд только укрепился, поскольку банки стали активно снижать издержки, а содержание оперофиса обходится в среднем на 20% дешевле, чем филиала, при этом данный формат позволяет выполнять все те операции, которые обычно делегируются филиалам. Исключение - разве что выдача крупных кредитов, связанных с размером уставного капитала, а также работа на межбанковском рынке.

Переход на формат оперофиса останется одним из основных направлений и в рамках текущей оптимизации банковских сетей. «Преобразование филиалов в операционные офисы позволяет ощутимо сократить затраты за счет централизации сервисных функций: бухгалтерия, отчетность, кадры, административно-хозяйственное обеспечение, - объясняет управляющий директор управления продаж департамента сети ВТБ24 Александр Орлов. - В прошлом году мы практически полностью завершили преобразование своих филиалов. Убедились, что модель эффективно работает и приносит ожидаемую экономию».

Вряд ли стоит ожидать от кредитных организаций открытия большого числа новых филиалов - многие скорее ограничатся запуском одного филиала в каждом федеральном округе, где банк намерен работать, как того требует Центробанк. Дальнейшее расширение будет осуществляться за счет более легких форматов - дополнительных и операционных офисов. «В этом году мы произвели пилотную трансформацию филиала в оперофис, обкатали технологии, настроили процедуры, - рассказывает вице-президент, заместитель руководителя блока "Сеть продаж" Промсвязьбанка Владимир Шаталов. - На следующий год планируем основной объем преобразований филиалов. Наша целевая модель - оставить по одному филиалу в каждом федеральном округе, остальное преобразовать в оперофисы».

Без ликвидации

Развитая сеть операционных офисов - основа для развития розничного бизнеса банков. Прежде всего она должна быть эффективной как сама по себе (то есть обеспечивать элементарный возврат инвестиций в разумные сроки), так и по сравнению с конкурентами, а основная цель ее оптимизации - достижение максимального финансового результата. По убыточным и низкорентабельным точкам приходится принимать решения, наиболее простое - закрытие. Но не всегда этот выход самый оптимальный. «Принимая решение о сокращении сети путем закрытия ряда точек, стоит оценить репутационные риски. Возможно, следует сделать акцент на развитии других направлений бизнеса с учетом обстановки в каждом конкретном регионе: конкурентная среда, активность бизнеса, доходы населения, политическая обстановка», - размышляет заместитель управляющего филиала «Балтийский» Инвестторгбанка Сергей Быковский. Тем более что, ликвидируя точку, кредитная организация уменьшает плотность сети в конкретном регионе и рискует перейти черту, после которой ее присутствие станет незаметным.

В качестве одного из вариантов многие предпочитают сменить местоположение низкоэффективных офисов на более проходимое, но все же главный рецепт - совершенствование технологий работы, оптимизация продаж. Разработка и реализация рыночных предложений, сильная маркетинговая составляющая скорее помогут улучшить финансовые показатели структурного подразделения, тогда как местоположение - не всегда ключевой фактор успеха розничной точки. Немало примеров, когда офис, расположенный менее удачно по сравнению с другими, занимает первое место по продажам. «Для нас оптимизация работы сети заключается в повышении эффективности работы допофисов путем увеличения объемов кредитования и балансировки размещения и привлечения средств физических лиц, сокращения издержек и большей технологичности проведения операций», - говорит исполнительный вице-президент Балтийского Банка Максим Мосунов.

Если в кризис ликвидация ряда структурных подразделений была приемлема, то на растущем рынке подобный подход вряд ли выигрышен. Понимая это, многие банки думают не только об оптимизации, но и о расширении сети. Например, по словам Владимира Шаталова, стратегия Промсвязьбанка подразумевает рост розничного бизнеса, в том числе в сегменте малых и средних предприятий, для чего необходимо увеличение сети в ближайшие три года на 50% - до 315 точек. ВТБ24 в 2010-2012 годах намерен открыть от 150 до 240 новых точек продаж, региональная экспансия есть и в планах Инвестторгбанка. Как отмечает Быковский, особое внимание будет уделено развитию сети в Сибири и на Дальнем Востоке.

Не пропустить тренд

Ожидать повышения активности банков в плане территориального развития можно, в частности, и потому, что после освоения городов-миллионников они активно ищут возможности закрепиться в регионах. Но так как многие финансовые учреждения после убыточного 2009 года все еще не вышли на прибыль, их инвестиционные возможности ограничены. Поэтому вопрос, как за меньшие деньги развить большую сеть и добиться ее максимальной эффективности, актуален как никогда.

Раньше, на волне бурного роста кредитования, сети зачастую расширялись стихийно. Например, если освобождалось помещение в привлекательном и проходимом месте, некоторые банки шли на его покупку с последующим открытием офиса, даже несмотря на завышенную стоимость объекта недвижимости. Теперь же акцент должен сместиться на снижение затрат и четко просчитанную окупаемость. «В России сопоставимые объемы бизнеса обслуживаются совершенно разными по масштабу сетями, - рассуждает Александр Орлов. - У нас, например, объемы бизнеса на одно отделение составляют 860 млн рублей по розничным кредитам и 1 млрд - по вкладам и счетам населения. Мы тратим на инфраструктуру меньше, чем конкуренты (в расчете на 1 рубль привлеченных и размещенных средств). Для многих банков это повод внимательно посмотреть на свою сеть и подумать, как настроить процессы, чтобы обслуживать бизнес с меньшими инфраструктурными издержками».

Не стоит забывать и о том, что наращивание розничного портфеля не должно осуществляться только путем инвестиций в «тяжелую» сеть продаж. В экспресс-сегменте розничного кредитования вполне можно обойтись сетью мобильных агентов в торговых центрах, аэропортах, на заправках.

Предпосылки для расширения розничных сетей очевидны - улучшение экономической ситуации в стране, рост как рынка депозитов, так и кредитования физических лиц. Тот факт, что именно потребительское кредитование выступает локомотивом кредитного сектора, не вызывает сомнений. На начало октября 2010 года розничный кредитный портфель российских банков вырос на 11,6% по сравнению с январем, тогда как корпоративный - только на 6,1%. Поэтому размораживать инвестиционные планы, чтобы успеть утвердиться на возрождающемся розничном рынке, несомненно, стоит. А какую модель развития выбрать - открывать офисы с нуля или покупать небольшие региональные кредитные организации, каждый банк решает согласно своей стратегии и задачам, которые перед ним ставят собственники.

Санкт-Петербург