Notice: Undefined variable: alterlink in /var/www/admin/data/www/club-13.ru/modules/mod_pagepeel_banner/tmpl/default.php on line 55

Как живется автобанкам в России

05.11.2012 14:40 Администратор
Печать PDF
Стремительный рост рынка автокредитования не отразился на доходах 4 российских автобанков, которые сегодня дают ссуды на покупку 9 из 51 торговой марки легковых и легких коммерческих автомобилей. В ближайшие месяцы на рынке автокредитования возможно появятся еще 3 автобанка.
kreditovanie190811180x160.jpg

За первые 7 месяцев 2011 года продажа новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России выросла на 50% (489 246 машин) по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Об этом недавно сообщил Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). По мнению председателя Комитета автопроизводителей АЕБ Дэвида Томаса: «Устойчивый рост рынка очевиден, однако он постепенно замедляется. Эта тенденция сохраняется во второй половине 2011 года. Таким образом, по скорректированному прогнозу АЕБ, продажи новых легковых и коммерческих автомобилей в России составят 2,45 млн. в 2011 году». Отметим, что примерно половина легковых автомобилей в нашей стране продается в кредит. По мнению заместителя начальника управления розничных кредитных продуктов Абсолют Банка Светланы Суриной к июню 2011 года: «Рынок автокредитования практически восстановился до докризисных уровней. По итогам 2010 года доля кредитных продаж составила около 40%. Для сравнения в 2009 году этот показатель находился на уровне 20%».

Автокредитование как бизнес

В августе 2011 года Центробанк России впервые за последний год зарегистрировал кредитную организацию - Джаст-Банк. Новый игрок планирует заниматься кредитованием покупателей продукции автопроизводителя ЗАЗ (Запорожский Автомобильный Завод, Украина). В июне 2011 года банк «Капитал-Москва» (владелец - автодилер «Рольф») получил лицензию ЦБ «на право привлечения денежных средств в рублях и иностранной валюте от физических лиц». До этого времени банк имел право оказывать услуги только юридическим лицам. По мнению участников рынка, «Капитал-Москва» займется автокредитованием клиентов «Рольфа».

Похожая ситуация была весной-летом 2008 года, когда два автодилера - лидеры рынка по объемам продаж - купили по банку, которыми владеют и сейчас. Правда, одна из этих кредитных организаций так и не приступила к выдаче ссуд покупателям автомобилей, а объем автокредитов, который выдала вторая, незначителен, так как фактически банк универсальный, а не узкоспециализированный.

Летом 2007 года - весной 2008 года на российском рынке начали работать четыре автобанка - «дочки» иностранных автоконцернов. В тот период времени объем продаж легковых автомобилей стремительно рос, и лучшего времени для вхождения в рынок было сложно предложить, чем и воспользовались «иностранцы». Выданные до осени 2008 года кредиты, а также ликвидный залог - машина, позволили автобанкам не только пережить кризис, но еще и заработать. Их российским коллегам повезло значительно меньше - наладить до кризиса осени 2008 года выдачу кредитов они не смогли или не успели. А дальше падение спроса и переориентация банковского бизнеса на предоставление других услуг. К тому же банки - непрофильный актив для автодилеров, в отличие от автоконцернов. Последние имеют в структуре автоконцернов автобанки или специальные финансовые подразделения, которые специализируются на кредитовании официальных дилеров и покупателей. Именно эти структуры, а не отвечающие за продажу и сервис подразделения автоконцернов, создают автобанки.

«Иностранцы» в России

В нашей стране процесс создания автобанков начался на четверть века позже, чем в Европе. В 1990 году начал действовать Volkswagen Bank GmbH - первый автомобильный банк, предлагающий прямое банковское финансирование и обслуживание. В 1991 году в структуре BMW Group появилось подразделение BMW Financial Services, которое специализируется на автокредитовании.

В июне 2007 года регулятор рынка оформил лицензию Тойота Банку, который стал структурным подразделением Toyota Financial Services Corporation.

В июле 2007 года лицензию получил Мерседес-Бенц Банк Рус. Учредитель и единственный владелец банка - концерн «Даймлер АГ» (Германия). До декабря 2007 года кредитная организация работала на российском рынке под именем ДаймлерКрайслер Банк Рус. Согласно размещенной на официальном сайте кредитной организации информации, «основными направлениями деятельности Банка являются кредитование физических лиц на покупку автомобилей в официальных дилерских центрах «Мерседес-Бенц», «Крайслер», «Джип» и «Додж» и финансирование официальных Дилеров «Мерседес-Бенц».

В марте 2008 года лицензию получил БМВ Банк. Учредитель и владелец - «БМВ Австрия Холдинг Гмбх».

В июне 2008 года лицензию получил АИГ Банк (РУС) - «дочка» крупнейшей финансовой группы США American International Group (AIG). В сентябре 2009 года 98% акций Банка АИГ Банк (РУС) приобрел банк Banque PSA Finance (Франция), который входит в группу PSA Peugeot Citroen. Банк стал финансовой «дочкой» французского автомобильного концерна PSA Peugeot Citroen. В январе 2010 года АИГ Банк (РУС) сменил название на Банк ПСА Финанс (РУС). Основным направлением работы банка является финансирование дилеров автомобилей Peugeot и Citroen в России.

В августе 2010 года лицензию получил Фольксваген Банк РУС. Владельцы банка: «Фольксваген Файненшл Сервисез АГ» - 99% акций и Фольксваген Банк ГмбХ - 1% акций. В пресс-релизе от 25 ноября 2010 года были указаны планы банка: «На первом этапе Volkswagen Bank RUS предложит дилерам концерна Volkswagen услуги по финансированию складов автомобилей. Это позволит дилерским предприятиям концерна сконцентрироваться на сбыте автомобилей. Первые такие сделки уже были совершены. Следующим шагом станет расширение предлагаемого ассортимента финансовых услуг за счет кредитования на пополнение оборотного капитала и инвестиционного финансирования». Кредитованием частных лиц занимается «Фольксваген Финансовые Услуги РУС» (работает на российском рынке с 2007 года и является подразделением Volkswagen Financial Services AG - крупнейшего в Европе провайдера финансовых услуг в автомобильном бизнесе) совместно с 17 банками-партнерами. «Фольксваген Финансовые Услуги РУС» работает с автомобильными марками, входящими в концерн Volkswagen: Volkswagen, Audi и Škoda.

В СМИ иногда встречается название шестого «автобанка»: Банк оф Токио-Мицубиси ЮФДжей (Евразия). В мае 2006 года он начал работать на российском рынке. Клиентская политика банка ориентирована на компании, имеющие представительства в России, и являющиеся клиентами материнской структуры. На внутреннем рынке МБК, как правило, он выступает нетто-донором. Его кредитная политика очень консервативна, что позволяет удерживать качество активов на высочайшем уровне. Единственным акционером этой кредитной организации является Bank of Tokyo-Mitsubishi UFJ Ltd (BTMU), входящий в Mitsubishi UFJ Financial Group (MUFG) - крупнейшую многопрофильную финансовую структуру, образованную в результате слияния холдинговых групп Mitsubishi Tokyo Financial Group, Inc. и UFJ Holdings Inc. BTMU является крупнейшей банковской организацией Японии, предоставляющей широкий спектр услуг по всему миру.

Альянс Renault-Nissan в настоящее время занимается проработкой создания собственного автобанка. Скорее всего, в качестве учредителя выступит Renault Credit International (RCI) - специализированный банк альянса Renault-Nissan (100% акций принадлежит группе Renault). При условии того, что RCI благополучно переживет кризис августа 2011 года. К тому же, как показал опыт кризиса 2008 года, иностранные автоконцерны во время «мирового экономического шторма» не пытаются создавать или покупать кредитные организации в России. Поэтому маловероятно, что альянс Renault-Nissan в ближайшие месяцы учредит автобанк. В данный момент он работает с партнером - Юникредитбанком.

Фактически к августу 2011 года в России работало 4 «классических» автобанка, которые кредитуют продавцов и покупателей, один корпоративного финансирования - ссуды выдавал только официальным дилерам, и еще два находятся в процессе создания.

Кто и сколько выдал автокредитов

Из четырех автобанков в рэнкинге РБК «Самые автокредитные банки в 2010 году» присутствуют только два: Тойота Банк и БМВ Банк. Поясним, что общее количество участников - 80 кредитных организаций. Нужно учитывать, что он составляется на основе обработки присланных самими банками анкет. Возможно, что по той или иной причине Банк ПСА Финанс РУС и Мерседес Бенц Банк не сообщили о количестве выданных кредитов.

В 2010 году Тойота Банк выдал кредитов на сумму 8 338 371 тыс. рублей - рост 582% по сравнению с 2008 годом. Аналогичные результаты продемонстрировал БМВ Банк - 8 192 027 тыс. рублей - рост 511%.

Объем выданных банками автокредитов косвенно можно оценить по полученным ими процентным доходам. Разумеется, такой анализ не учитывает условия предоставления ссуды (сумма первоначального взноса, срок и процедура погашения и другие параметры), но хотя бы грубо может дать представление об активности автобанка на рынке автокредитования.

В диаграмме 1 нет данных по Фольксваген Банк РУС, так как данная кредитная организация выдает ссуды только негосударственным коммерческим организациям.

Диаграмма 1. Процентные доходы по предоставленным кредитам гражданам (физическим лицам) в период II квартал 2010 года - II квартал 2011 года

Финансовые результаты

Из пяти автобанков в период 3-й квартал 2010 года - 2-й квартал 2011 года только три (БМВ Банк, Фольксваген Банк РУС и Мерседес-Бенц Банк РУС) продемонстрировали положительные финансовые результаты.

Диаграмма 2. Прибыль после налогообложения за период IV квартал 2008 года - II квартал 2011 года.

Фольксваген Банк РУС

Убытки после налогообложения, согласно форме 102, были зафиксированы во всех четырех кварталах. В размере от 5,44 млн. рублей (4-й квартал 2010 года) до 43,34 млн. рублей (2-й квартал 2011 года). Возможно, что одна из причин «убыточной» деятельности Фольксваген Банк РУС - процентные доходы от выданных официальным дилерам кредитов, а также от размещенных на депозитах в других банках средств превышают расходы, связанные с текущей деятельностью банка. Например, во 2-м квартале 2011 года расходы на содержание персонала составили 41,02 млн. рублей, на содержание (эксплуатацию) имущества - 19,81 млн. рублей, а все доходы за этот период - 39,78 млн. рублей.

Банк ПСА Финанс РУС

Сначала он продемонстрировал стремительное увеличение дохода, а затем его резкое снижение. Во 2-м квартале 2010 года кредитная организация показала в отчетности «прибыль после налогообложения» в размере 1 971,06 млн. рублей. Одна из причин успеха - прибыль от «безвозмездно полученного имущества» на сумму 2 060 млн. рублей. Разумеется, были и другие доходы, например процентные - от предоставления ссуд физическим и юрлицам, но их доля в структуре доходов незначительна. В 3-м квартале 2010 года, кроме прибыли от указанного выше имущества, был еще доход «от восстановления сумм резервов на возможные потери» в размере 1 247,87 млн. рублей. Это позволило показать «прибыль после налогообложения» на сумму 1 678,65 млн. рублей. В 4-м квартале 2010 года «сумма резервов на возможные потери» возросла почти в полтора раза (по сравнению со значением в предыдущем квартале) и достигла отметки 2 652,58 млн. рублей, но «прибыль после налогообложения» снизилась (по сравнению со значением в предыдущем квартале) до 1 501,74 млн. рублей. В 1-м квартале 2011 года этот показатель продолжал снижаться и достиг отметки 27,04 млн. рублей. Одна из причин - из структуры прибыли исчезло «безвозмездно полученное имущество», которое ежеквартально приносило доход свыше 2 млрд. рублей. Во 2-м квартале 2011 года банк зафиксировал «убыток после налогообложения» в размере 120,1 млн. рублей. Одна из причин - «отчисления в резервы на возможные потери, кроме резервов под условные обязательства некредитного характера», которые во 2-м квартале 2011 года составили 2 124,02 млн. рублей. Плюс к этому процентные расходы от полученных кредитов - 156,58 млн. рублей, «расходы, связанные с обеспечением деятельности кредитной организации» - 157,04 млн. рублей… Поэтому покрыть их не смогли все доходы в размере 2 352,87 млн. рублей. Можно предположить, основываясь на данных формы 102, что Банк ПСА Финанс РУС проводит активную политику по раздаче кредитов, что и спровоцировало необходимость создания резервов на возможные потери.

Тойота Банк

У этой кредитной организации похожая история. Сверхприбыль была получена не за счет процентных доходов от физических и юридических лиц, а за счет «прочих доходов». В 4-м квартале 2009 года резкий рывок вверх, в течение 2009 года плавное снижение, и резкое падение вниз в 1-м квартале 2010 года. Правда, он сумел удержаться и не «уйти в минус», как это произошло с Банком ПСА Финанс РУС. По итогам 1-го квартала 2009 года Тойота Банк получил «прибыль после налогообложения» в размере 1 164,24 млн. рублей. Одна из причин успеха кредитной организации - наличие в структуре прибыли «доходов, относимых к прочим» в размере 1 343,40 млн. рублей. В 4-м квартале 2009 года этот показатель - 1 343,59 млн. рублей. Зато в 1-м квартале 2010 года этот показатель - 80 тыс. рублей, а во 2-м квартале 2010 года - 83 тыс. рублей. Не спасли Тойота Банк и высокие процентные доходы по ссудам, выданным физическим лицам.

БМВ Банк

Он продемонстрировал «зеркальную» ситуацию по отношению к описанным выше. В период 3-й квартал 2009 года - 1-й квартал 2011 года «прибыль после налогообложения» колебалась в коридоре от 30 млн. рублей (1-й квартал 2010 года) до 158 млн. рублей (3-й квартал 2010 года). И резкий взлет до 1 036 млн. рублей во 2-м квартале 2011 года (рост на 893% по сравнению с предыдущим кварталом). В форме 102 указана прибыль в размере 800,18 млн. рублей («другие доходы») и 189,57 млн. рублей («комиссионные вознаграждения по другим операциям»).

Мерседес-Бенц Банк РУС

В период 2-й квартал 2010 года - 2-й квартал 2011 года продемонстрировал колебания показателя «прибыль после налогообложения» в коридоре от 104 млн. рублей (1-й квартал 2011 года) до 302 млн. рублей (4-й квартал 2010 года).

Российский вариант автобанков

По данным «Коммерсанта», по состоянию на август 2011 года на рынке присутствуют две кредитные организации, которые принадлежат автодилерам: «Капитал-Москва» и Автоторгбанк. Третий игрок - Джаст-Банк - еще не оплатил уставный капитал, поэтому лицензию пока не получил и на рынок еще не вышел.

В мае 2008 года один из ведущих автодилеров в России компания «Рольф» (объем продаж по данным «Авто бизнес ревю» в 2007 году - $2,25 млрд. - 1-е место в России; в 2008 году - $2,81 млрд. - 2-е место в России) приобрела банк «Капитал-Москва», который имел лицензию на обслуживание юридических лиц. Главный управляющий директор компании «Рольф» Андрей Гунин тогда рассказал «Коммерсанту», что компания планирует развивать финансовые услуги, как для дилеров, так и для розничных потребителей. Мнения участников рынка о причине приобретения «банка с лицензией», а не банковского бизнеса, разделились. Одни считали, что «Рольф» решил обзавестись собственным автобанком. Поясним, что тогда он уже сотрудничал с 6 кредитными организациями и объем выданных через них автокредитов в 2007 году составил $400 млн. При этом объем розничных продаж за тот же год составил $1,8 млрд. Другие участники рынка говорили, что «Рольфу» банк не нужен, а купил он его для перепродажи своему эксклюзивному партнеру Mitsubishi Motors. Затем мировой финансовый кризис и природные катаклизмы в Стране восходящего солнца внесли свои коррективы. «Капитал-Москва» остался во владении «Рольфа», но при этом для автокредитования физлиц он не использовался. В июле 2011 года кредитная организация получила лицензию ЦБ РФ «на право привлечения денежных средств в рублях и иностранной валюте физических лиц».

В августе 2008 года автодилер Major (объем продаж по данным «Авто бизнес ревю» в 2007 году - $1,9 млрд. - 2-е место в России; в 2008 году - $3,29 млрд. - 1-е место в России) приобрел Автоторгбанк. В 2009 году, по данным «Коммерсанта», «головной и все дополнительные офисы Автоторгбанка сейчас расположены в дилерских центрах Major».

Владелец Джаст-Банка - собственник компании «Квингруп» Ленур Ислямов. Поясним, что «Квингруп» - эксклюзивный импортер и дистрибутор (с июля 2009 года) в России автомобилей ZAZ Chance, собираемых на автозаводе ЗАЗ. В интервью «Коммерсанту» Ленур Ислямов сказал: «Мы планируем кредитовать граждан только под покупку автомобилей, произведенных на ЗАЗе. Мы не сможем и не намерены конкурировать на рынке автокредитования других иномарок, где в том числе активно работают банки - «дочки» автопроизводителей… Банк необходим в первую очередь как рассчетно-кассовый центр в рамках группы, который позволит нам оперативно осуществлять конвертацию при расчетах с Украиной, заниматься факторингом и кредитованием дилеров». Согласно данным Комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в период с января по июль 2011 года в России было продано 10 936 автомобилей торговой марки ZAZ CHANCE - на 19% больше по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. ZAZ CHANCE занимает 25-е место в рейтинге продаж за период с января по июль 2011 года. Всего же в списке - 51 марка «новых легковых и легких коммерческих автомобилей».

Госбанки против автобанков

Основной конкурент у автобанков - крупные банки, которые имеют множество преимуществ перед «иностранцами».

Во-первых, развитая региональная сеть филиалов. Это позволяет организовать эффективную работу в офисах официальных дилеров.

Во-вторых, удобная система обслуживания кредита для заемщика. Внести очередной платеж по кредиту можно рядом с домом или работой.

В-третьих, принцип «супермаркета». Кто больше заработает: официальный дилер с 10 моделями или автосалон, где продается 500 моделей различных автоконцернов? Цены у обоих продавцов одинаковые. Ответ очевиден - «супермаркет».

В-четвертых, фактор солидности и надежности, который ассоциируется у части потенциальных заемщиков с госбанками.

В-пятых, крупные банки намерены сохранить свое лидерство на рынке автокредитования. Так, в июне 2011 года Сбербанк подписал договор о сотрудничестве с Cetelem (торговая марка подразделения потребительского кредитования банка «БНП ПАРИБА». Последний входит во французскую банковскую группу BNP Paribas, которая занимает лидирующие позиции в Европе на рынках потребительского и ипотечного кредитования. Партнерство с «БНП ПАРИБ» позволит Сбербанку выйти на рынок экспресс-автокредитования. Сейчас клиенты последнего могут только подать заявку на получение кредита в автосалоне, но оформлять его придется в офисе Сбербанка. Процедура получения занимает в среднем 2 дня. Планируется, что полностью оформить кредит можно будет в автосалоне. К тому же Cetelem уже создал региональную сеть, которая занимается розничным кредитованием.

В-шестых, у «иностранных» автобанков, согласно данным формы 102, весьма ограниченный набор средств для заработка денег. Кроме кредитования юридических и физических лиц они проводят в минимальных объемах операции на рынке МБК. На фондовом рынке они не оперируют, с золотом и драгметаллами операций не проводят, деньги на депозиты от частных лиц не принимают. При этом структура расходов почти такая же, как и у универсальных банков. С другой стороны, в силу множества причин автобанки не могут предложить клиентам значительно лучшие условия кредитования, чем универсальные банки.

Все рассказанное выше свидетельствует о том, что жить и зарабатывать на нашем рынке автобанкам трудно. И в ближайшее время ситуация не изменится.