ЦБ обязал банки с 1 октября проверять не только контрактные, но и ожидаемые сроки поступления средств и исполнения обязательств перед российскими компаниями по внешнеторговым договорам. Такая норма содержится в указании ЦБ с изменениями в положение № 308-П, регулирующее порядок передачи банками информации о нарушениях при совершении клиентами валютных операций.
Популярная схема незаконного вывода капитала - неполучение экспортной выручки или уже оплаченных импортных товаров, говорит президент Клуба банковских бухгалтеров Кирилл Парфенов, с ужесточением контроля такие операции будет проводить сложнее.
По данным Росфиннадзора, в первом полугодии на долю невозврата авансовых платежей при импорте приходится 4% выявленных нарушений (6% - за 2011 г.), на незачисление валютной выручки при экспорте - 9% (4,5%).
Банки давно готовы к дополнительной нагрузке, уверяет Парфенов: «ЦБ в последние 3-4 года пропагандирует среди банков идею «знай своего клиента». Он постоянно просит проверять, почему не исполнены контракты или почему клиент занимается нетрадиционными операциями». При этом на банки ложится все больше контрольно-проверяющих функций, отмечает Парфенов: «Так они скоро превратятся в следственные органы».
Если компания переводит средства за рубеж проверенному партнеру, то в контракте зачастую указываются размытые сроки его исполнения, рассказывает начальник управления валютного контроля «Нордеа банка» Юлия Комиссарова, но с октября банки должны требовать от клиента информацию об ожидаемых сроках исполнения нерезидентом обязательств по контракту и следить за тем, были ли они все исполнены в ожидаемый срок. Без четких сроков исполнения контрактов контроль за ними был бессмысленным, говорит Парфенов, а банк - единственный, кто может проследить исполнение обязательств всех сторон.
Сейчас, обнаружив срыв ожидаемого по контракту срока, банк обязан сообщить ЦБ, который переправляет эти сведения в Росфиннадзор, напоминает Комиссарова. В случае изменения ожидаемых сроков клиент может сообщить об этом в банк, но ответственность за это будет лежать на клиенте, поскольку в случае отсутствия информации об изменении ожидаемого срока банк предупредит регуляторов.
Поправки ужесточают контроль и помогут предотвратить несанкционированный вывод капитала из России, считает Комиссарова.
О его возможных масштабах говорит статья «Чистые ошибки и пропуски» платежного баланса. В первом полугодии их объем составил $13,2 млрд, по итогам 2011 г. было $9,9 млрд. Из $84,2 млрд оттока в 2011 г. с признаками отмывания было выведено около 1 трлн руб., говорил в феврале бывший вице-премьер Виктор Зубков, хотя признаки отмывания - еще не доказанный вывод капитала.
Ольга ПЛОТОНОВА