Notice: Undefined variable: alterlink in /var/www/admin/data/www/club-13.ru/modules/mod_pagepeel_banner/tmpl/default.php on line 55

Как защититься от кризиса девелоперу?

23.11.2012 14:33 Администратор
Печать PDF

Ухудшение общей экономической ситуации в стране, денежные потери в связи с падением фондового рынка, практически полная заморозка ипотечного кредитования, сокращение доходов населения, а также снижение объемов кредитования застройщиков, особенно на начальной стадии реализации проекта, рост процентных ставок - все эти факторы кризиса не могли не сказаться на российском рынке недвижимости.

О том, что будет происходить с рынком недвижимости на фоне кризиса, какие возможны стратегии развития и продвижения строительных компаний, и каковы правовые риски девелоперов, говорилось на Первой антикризисной бизнес-конференции "Кризисные сделки в недвижимости", организованной AHConferences. В мероприятии приняли участие представители инвестиционных, управляющих, девелоперских, строительных, риэлторских и консалтинговых компаний.

Тимур Сайфутдинов, исполнительный директор Moscow Exclusive Sotheby’s International Realty, выступая с докладом "Какие сделки могут состояться в новых условиях?", отметил, что покупатели сегодня сильно дезориентированы, их количество заметно сократилось, недвижимость в целях вложения средств почти не приобретается, и все это особенно ощутимо на рынке элитного жилья.

Своим видением сценария развития кризиса ликвидности и тем, какие защитные меры могут быть приняты застройщиками, поделился старший юрист компании Magisters Георгий Осипов.

О новых возможностях посткризисного развития на рынке жилья рассказал Сергей Журавлев, руководитель проекта "Российский дом будущего". По его словам, покупатели не готовы приобретать недвижимость по докризисной стоимости, а продавцы, в свою очередь, не хотят продавать его по послекризисным ценам. На рынке не хватает жилья экономкласса, а элитное жилье, которого на сегодняшний день в избытке, простаивает. При успешном стечении обстоятельств в мае 2009 года должен наступить посткризисный период, и тогда важным будет появление нового ликвидного инструмента, нового вида кредита. Если до кризиса наблюдалось освоение крупных земельных участков, строительство объемных проектов, то после кризиса, по словам г-на Журавлева, на первый план могут выйти небольшие проекты: реконструкция имеющегося жилья, строительство доходных домов, развитие строительства в малых городах, возведение сетевых придорожных кемпингов, подготовка конструкций для самостоятельного строительства жилья.

О том, как выдерживать конкуренцию и продвигать недвижимость в условиях сокращения рекламных и маркетинговых бюджетов, рассказал руководитель службы продвижения проектов Kopernik Group Роман Курышев. Расходы на рекламу на порядок сокращаются за счет грамотного брендинга, нейминга и продвижения имеющихся объектов. Большим плюсом могут оказаться прозрачная финансовая схема, полная информация об объекте на промосайте, а также гибкая политика взаимодействия с потребителем.

Михаил Бимон, директор консалтингового центра "Петербургская недвижимость", поделился информацией о том, как складывается ситуация на рынке недвижимости в северной столице.

О дополнительных возможностях привлечения зарубежных инвестиций в компании сектора недвижимости говорил Олег Михайловский, менеджер группы по сопровождению сделок слияния и поглощения PricewaterhouseCoopers.

Интересующиеся перспективами закрытых паевых инвестиционных фондов недвижимости могли получить ответы из выступления генерального директора управляющей компании "Эверест Эссет менеджмент" Ивана Гелюты.

Еще об одном важном направлении - курортной недвижимости - докладывал Антон Белобжеский, главный исполнительный директор ГК "Белый мак". Освещая перспективы развития рынков недвижимости черноморского и балтийского побережий в условиях кризиса, г-н Белобжеский заявил: "Курортная недвижимость крайне чувствительна к макроэкономическим показателям, и вследствие низкой ликвидности период восстановления займет существенно больший срок среди всех рынков. Только по прошествии достаточно длительного периода возможно будет оценить ущерб и дальнейшие перспективы развития. Однако, при всем кажущемся пессимизме сказанного ранее, море есть море. Оценивая грубо и приблизительно возможную динамику изменения уровня цен, думаю, что в районе Сочи инвестиционная активность как таковая будет близка к нулю, поэтому возможные сделки будут проходить по сугубо договорным ценам, отражающим индивидуальные представления покупателя и продавца о стоимости того или иного объекта. В Геленджике и Анапе наиболее вероятным представляется снижение цен до доолимпийского уровня, то есть коррекция до 30% в зависимости от сегмента. Ситуация на балтийском побережье выглядит менее драматично. В районе Калининграда и Куршской косы, безусловно, определяющую роль сыграет реализация проекта особой экономической зоны "Куршская коса", а также калининградской игровой зоны. Динамика цен на побережье Финского залива во многом будет повторять динамику цен в элитном сегменте загородной недвижимости, в том числе и Московской области, то есть, не подвергаясь серьезным колебаниям, зафиксируется на текущем уровне с возможным дисконтом 5-10%".

Оптимистичные прогнозы прозвучали в докладе Ольги Гусевой, руководителя отдела маркетинга группы компаний "Домостроитель". По ее словам, проекты, которые недавно казались менее выгодными, могут сыграть неожиданную роль, а спрос на них - возрасти. На мероприятии также выступили управляющий партнер Blackwood Константин Ковалев, директор департамента стратегического анализа и маркетинга Panorama Estate Елена Перлова, директор по работе с клиентами IQ Property Management Александр Юнанов и вице-президент по консалтингу GVA Sawyer Эвелина Павловская. Определяющими темами их выступлений стали текущие тенденции и перспективы смежного с девелопментом бизнеса, а также обсуждение проблем консалтинговых компаний в сфере недвижимости в период кризиса.

Наталья Волкова