В целом малые и средние банки, особенно региональные, считают, что их жизнеобеспечивающей нишей является кредитование именно малого и среднего бизнеса.
Так называемая «специализация» небольших и средних региональных банков по кредитованию и обслуживанию малого предпринимательства и среднего бизнеса - естественный процесс нынешнего «разделения труда» между крупными, средними и небольшими банками. Необходимость скорейшего активного освоения региональными банками клиентуры из числа малого бизнеса диктуется еще и тем, что в последнее время на этот рынок все чаще заглядываются крупные банки и международные финансовые организации.
О запуске собственных программ по кредитованию малого предпринимательства заявили кредитные организации, реализующие данные программы совместно с международными организациями-донорами, такими как Европейский банк реконструкции и развития (КБ «Челиндбанк»), Международная финансовая компания (КБ «НБД», КБ «Уралтрансбанк»), USAID (КБ «Центр-Инвест», АКБ «Русский банкирский дом», СДМ-Банк) и другие. Стоит отметить, что кредитные организации, работающие в рамках специальных программ (таких как, например, программа ЕБРР) и получающие льготные кредиты для работы с малыми предприятиями, варьируют величину процентной ставки в пределах 12-15,5% годовых. Однако только 7% опрошенных банков имеют доступ к таким программам.
В прошлом году Внешторгбанк выделил на цели кредитования малого предпринимательства 1 млрд долларов США. Данная программа стартовала в 12 городах (в планах на 2005 год - еще 10). Для максимального упрощения кредитной процедуры в структуре подразделений Внешторгбанка формируются отделы кредитования малого предпринимательства из 6 человек, которые будут наделены полномочиями для оперативного решения вопросов и осуществления всего цикла операций, связанных с предоставлением кредитов. Понятно, что конкурировать с планомерным и технологичным подходом ВТБ небольшим региональным банкам будет очень непросто - если они не вырастят свою клиентуру сегодня.
Поэтому подход большинства банков к отбору заемщиков сегодня кажется как минимум недальновидным. При выдаче кредита малому предприятию они руководствуются его финансовым состоянием, хорошим обеспечением кредита и кредитной историей заемщика. Собственно, такие хорошие клиенты уже сами могут выбирать банки, где дадут кредит на лучших условиях. И вряд ли такой подход можно в полном смысле слова назвать развитием кредитования малого бизнеса.Своя полянаРегиональные банки правильно оценивают складывающуюся ситуацию. Банки в регионах являются не только кредитными и расчетными платежными институтами. Зачастую они выполняют консалтинговые функции. В перечне оказываемых услуг консультации называют около 50% банков. Обращает на себя внимание широкий спектр услуг, оказываемых региональными кредитными организациями. Кроме расчетно-кассового обслуживания, кредитования и консультаций они занимаются операциями с векселями, экспортно-импортными операциями (гарантии, аккредитивы), факторингом, управлением временно свободными счетами, инкассацией. Банки оказывают помощь в финансовом и налоговом планировании, содействуют в формировании и расширении рынка для клиентов-малых предприятий. Данный факт служит дополнительным подтверждением тому, что малые и средние региональные банки в сотрудничестве с малым бизнесом выступают с позиции партнерства, планомерно «выращивая» клиента, оказывая ему всестороннюю помощь.
В дальнейшем с субъектами малого предпринимательства готовы работать больше трети опрошенных банков - 35%. При этом в 30,5% банков разработана специальная кредитная политика в отношении малых предприятий, что доказывает серьезность подхода рассматриваемых банков к проблеме. Очевидно, что среди основных аргументов в пользу ориентации их стратегии на сектор малого предпринимательства выделяются следующие:
< Предыдущая | Следующая > |
---|