Notice: Undefined variable: alterlink in /var/www/admin/data/www/club-13.ru/modules/mod_pagepeel_banner/tmpl/default.php on line 55

Обзор состояния автокредитного рынка, итоги 2001г.

30.10.2012 17:05 Администратор
Печать PDF
Если сравнить то, что происходило на рынке автомобильных кредитов, всего один год назад, то можно сказать, что идет уверенный, хотя и немного медленный количественный и качественный рост /Кулешов Антон/.

Свидетельствами этому являются:

· Рост числа кредитных покупателей и объемов кредитования,

· Значительное распространение предложения кредитов при продаже машин. Еслигод назад факт рекламы кредита был скорее исключением, то сегодня любой крупныйавтосалон имеет в каком-то виде предложение по продаже автомобилей в кредит.Зачастую реклама продаж автомобилей строится не вокруг достоинств машины иликачества или цены сервиса, а вокруг доступности кредита (Форд, Пежо,Фольксваген).

· Увеличение числа банков, предлагающих кредиты частным лицам. Год назад вМоскве можно было назвать пять банков: ИБК, Пробизнесбанк, Межпромбанк, 1ОВК(все работавшие по схеме Инвестиционного Фонда США-Россия) и Райффайзенбанк,которые "засветились" в автокредитовании, при этом только три из них фактическивели бизнес, в том числе только один - активно. За 2001г. число банков,занимающихся автокредитованием, увеличилось на 4. Конечно, это мало, нопозитивная тенденция на лицо. В Санкт-Петербурге конец 2000-2001г. - это тотпериод, когда автомобильные кредиты стали предлагать основные крупнейшие банкигорода: Сбербанк, Промстройбанк, Банк Санкт-Петербург, Балтийский Банк.

· Усложнение и совершенствование кредитных продуктов. За прошедший годпоявилась возможность взять кредит на покупку подержанного автомобиля, а такжевпервые появилась схема кредитования "с остаточной стоимостью", когда 30% "тела"кредита гасится единовременно в конце срока кредитования, что за счет переносавыплаты существенной части кредита на конец сделки приводит к снижению длязаемщиков ежемесячных выплат по кредиту примерно на четверть.

· Отход от "пилотного" бизнеса в партнерстве с Инвестиционным ФондомСША-Россия, включение банками собственной ресурсной базы. Об этомсвидетельствует ценовая политика и старых, и новых участников рынка, вчастности, коррекция (в сторону повышения) ставок по кредитам, имевшая местовесной и летом этого года в таких банках как ИБК, Балтийский, ПромстройбанкСанкт-Петербурга.

Вывод: имеет место медленное становление рынка автомобильных кредитов длячастных лиц. Это хорошо. Но в этом же выводе содержится не только позитив, но инемного негатива - рост автокредитования не такой значительный, он какой-торазмеренный и даже вялый. Автокредитование даже отдаленно не напоминает то, чтоможно уверенно назвать хорошей аналогией автокредитованию - это рынокавтострахования. Там кипят страсти, идут конкурентные войны, там борятся заклиента, тратятся рекламные бюджеты. Здесь все тихо и спокойно. Казалось бысходные (не по экономике, но по роли) бизнесы, но в одном уже сегодня крутятсямиллионы долларов, существуют десятки компаний, работают тысячи сотрудников, а вдругом - от силы 20 банков, из них половина в Москве, от силы полсотниспециалистов ...

Тенденции 2001г.

Обращают на себя внимание следующие результаты и тенденции 2001г.:

1. Произошло снижение роли Инвестиционного Фонда США-Россия [далее "Фонд"],который первоначально, а именно в 1997-98, а затем после кризиса повторно в1999-2000 годах был инициатором вовлечения московских банков в автокредитованиеи в чем-то был главным действующим лицом. Автокредитный бизнес тогда строилсятаким образом, что московские банки (из немосковских так же работали Балтийскийв Питере и НБД-Банк в Нижнем Новгороде) выдавали розничные кредиты постандартам, установленным Фондом, а потом получали оптовые транши, покрывавшиевсю сумму выданных кредитов. Сроки и ставки по этим кредитам от Фонда были нерыночными, а более чем льготными, и это позволяло, во-первых, выдавать кредитына срок до 2х лет, а также держать хорошую маржу на уровне 7-8% годовых.Инвестиционный Фонд США-Россия является некоммерческой организацией,финансируемой Правительством США с идеей развивать рыночную экономику в России.Именно поэтому Фонд может позволить себе вкладывать деньги в операции, неприносящие ему прибыли, а на самом деле большая часть операций Фонда простоубыточна. Автокредитованием Фонд занялся потому, что развитие потребительскогокредитования отвечало критериям функционирования Фонда, однако сегодня в разделепотребительского кредитования приоритет отдается ипотеке, а поддержкаавтокредитования свернута. Что, в принципе, правильно, поскольку первоначальныецели Фонда были достигнуты, а дальнейшая нерыночная поддержка банков непозволяет им создавать не "игрушечные", а жизнеспособные автокредитные продукты.Та "игла" дешевых и длинных кредитов от Фонда сыграла нехорошую "шутку" с такимибанками как Пробизнесбанк и Межпромбанк, когда в 2000г., начав активнопродвигать свои продукты, эти банки к середине года обнаружили, что денег отФонда больше нет (дело в том, что у самого Фонда тогда были временные проблемы ссвоим финансированием), и этим банкам пришлось, во-первых, свернуть рекламу ипродвижение кредитов, во-вторых, пересмотреть свои продукты и источники ихфинансирования, и, наконец, самое плохое, что эти банки потеряли лицо вотношении своих партнерских автосалонов, которые стали отдавать предпочтениеИнвестиционной Банковской Корпорации. Именно этот тогда единственный банк принялрешение развивать автокредитование за счет собственных средств, и именно тогдаИБК и заняла свое лидирующее положение, которое оспорить уже сложно.

2. Итак, бесспорным лидером автокредитования в Москве является ИнвестиционнаяБанковская Корпорация - сравнительно небольшой московский банк, который, тем неменее, построил хорошо работающий бизнес по выдаче потребительских кредитов.Любому, кто профессионально занимается автокредитованием, можно порекомендоватьобратить внимание на этот банк, поскольку практика подтвердила, что именно егоподходы и приемы к организации автокредитного бизнеса были самыми правильными.

3. Можно сказать, что в 2001г. наконец-то автокредитование [по крайней мере вМоскве] превысило докризисные показатели. Представители банков и автосалоныговорят о значительном спросе на автомобильные кредиты, а некоторые утверждают,что объемы новых кредитов составляют более 1 миллиона долларов в месяц.

4. На рынке сложились и стали общепризнанными обычные условияавтокредитования, которым примерно следуют все банки-участники рынка: долякредита в цене машины 70% для иномарок, половина для отечественных, ставкикредитования на уровне 15-18% годовых в долларах США, срок 2-2,5 года максимум,обязательное страхование.

5. Те банки, что приходят на рынок сейчас, например, Собинбанк [ранее изкредитных продуктов для частных лиц этот банк занимался в основном ипотечнымикредитами, а с декабря 2001г. он занялся и автокредитованием] ищут какие-то нишидля того, чтобы продвинуть свой продукт - иначе все места уже заняты. Собинбанкпродвигает себя по двум направлениям: а) самая низкая на рынке ставка покредитам - 15%, раньше такая была лишь у ИБК, но тот в августе поднял ставку до18% годовых, б) самые демократические условия одобрения - минимум бумаг идокументов - паспорт, военный билет, диплом.

6. Несмотря на все оптимистические слова и цифры рынок автомобильных кредитоводнобок - банки ориентируются только на покупателей иномарок. По понятнымпричинам: высокие накладные расходы на сделку и относительно непривлекательныйкредитный профиль покупателя дешевого отечественного автомобиля - банкипредпочитают кредитовать тех, кто покупает иномарки.

Подходы к автокредитованию

Их в сущности два: условно назовем их подход Фонда США-Россия [этот подход свариациями и без таковых реализуют большинство банков: например, ИБК,Пробизнесбанк, МПБ, 1ОВК, Райффайзенбанк, Собинбанк, Содбизнесбанк, ОбъединенныйБанк] и подход Банка Русский Стандарт, у которого пока не видно последователей.

Большинство банков ориентируется:

· С точки зрения покупателя - на высокооплачиваемых работников стабильныхкоммерческих предприятий (желательно руководящий состав), а также на владельцеви руководителей собственных фирм.

· С точки зрения автомобилей - на средние по цене новые иномарки, продаваемыеофициальными дилерами западных автопроизводителей. Банки устанавливаютминимальую сумму кредита на уровне 2 (ИБК) или даже 5 (МПБ) тысяч долларов, чтопрактически полностью исключает возможность получения кредита на машинуотечественного производства.

· При этом кредиты выдаются на срок до 2-3 года под в среднем 15-18% годовых.Покупатель должен внести примерно 30% стоимости машины самостоятельно. Вкачестве обеспечения кредита оформляется залог на приобретаемый автомобиль. Приэтом клиент должен застраховать автомобиль в пользу банка.

Типичной кредитной сделкой по такой схеме будет покупка нового автомобиляФольксваген Бора. При розничной цене 18 с половиной тысяч долларов покупательдолжен будет заплатить начальный взнос в размере 5550 долларов (30%), а затемвыплачивать в течение двух с половиной лет по 520 долларов в месяц.Дополнительно покупатель оплатит требуемую банком страховку автомобиля (примерно2000 долларов) и плату за нотариальное оформление договора залога 270 долларов.Всего за автомобиль придется заплатить 24 с половиной тысячи.

Другой подход реализуется Банком Русский Стандарт. Авторедитная программа вэтом банке является развитием программы кредитования населения на цели покупкибытовой техники. С некоторых пор помимо бытовых электроплит, музыкальныхцентров, телевизоров и видеокамер, банк может предоставить кредит и на покупкуавтомобиля:

· С точки зрения покупателя - банк не имеет специальных явных предпочтений,его одинаково устраивают и руководящий работник, и менеджер среднего звена, и,наверное, обычный сотрудник обычного предприятия.

· С точки зрения автомобилей - банк выдает кредиты только до 100 тысяч рублей(т.е. примерно 3 с половиной тысячи долларов). Хотя можно предположить, чтокто-то возьмет такой кредит на покупку дорогой иномарки (для случая ФольксвагенБора ему пришлось бы доплатить за счет собственных средств 15 тысяч долларов),но более подходящим такой кредит является для покупок отечественных автомашин.

· При этом кредиты выдаются на срок до 1 года под в среднем 40% годовых.Покупатель должен внести 20% стоимости машины самостоятельно. Банк не требуетстрахования автомобиля в свою пользу.

Типичной кредитной сделкой по такой схеме будет покупка нового автомобиляВАЗ. При розничной цене 125 тысяч рублей покупатель должен будет заплатить изсвоих средств 25 тысяч рублей (20%), а затем выплачивать банку в течение 12месяцев по 10250 рублей. Всего за автомобиль придется заплатить 148 тысячрублей.

 Подход Фонда США-Россия (Пробизнесбанк, Международный ПромышленныйБанк, Инвестиционная Банковская корпорация, Банк "1ое ОВК",Райффайзенбанк, Объединенный Банк)Банк Русский стандарт
Возможность купить иномарку или отечественный автомобильПреимущественно иномаркиПреимущественно отечественные автомобили
Максимальная сумма кредитаПорядка 30 тысяч долларов100 тысяч рублей (3,5 тысячи долларов)
Начальный взнос за счет средств покупателяНе менее 30%Не мене 20%
Процентная ставка по кредиту15-18%40%
Срок кредитованияДо 3 лет1 год
Обязательные дополнительные расходыСтрахование автомобиля, автогражданской отвественности и жизнипокупателяОтсутствуют

Описанные выше два разных подхода к выдаче автомобильных кредитов практическини в чем не сходятся и не конкурируют друг с другом:

· С одной стороны имеется относительно длительный и относительно недорогойкредит на покупку дорогой иномарки.

· С другой стороны - короткий и дорогой (в смысле процентной ставки) кредитна покупку недорогой отечественной машины.

Хотелось бы отметить, что за счет короткого срока кредитования ежемесячныевыплаты по автомобилю ВАЗ в Банке Русский Стандарт будут примерно равны свыплатами за автомобиль класса Шкода Фелиция, если ее купить в кредит от ИБК.

Конкуренция

Возникает вопрос, а актуальна ли тема конкуренции банков на складывающемсярынке автомобильных кредитов. Ответ на этот вопрос двоякий, т.е. и да, и нет.

Во-первых, пока рынок не носит глобальный характер, конкуренция, даже еслиона и есть, тоже носит региональный характер. Т.е. московские банки могутконкурировать только в Москве, а, например, банки Санкт-Петербурга только вСанкт-Петербурге.

Возьмем Москву. С одной стороны, и это хорошо видно из сумм выданных кредитов, рынокавтокредитования - это рынок всего одного банка - Инвестиционной БанковскойКорпорации. Пока [эта ситуация, наверняка, будет меняться хотя бы из-за того,что на Московский рынок с очень хорошим продуктом вышли Собинбанк, имеющий ктому же опыт работы с заемщиками-физ.лицами по ипотеке, а также МеждународныйМосковский банк с очень привлекательными финансовыми условиями] практически влюбом автосалоне, который размещает рекламу о возможности покупки автомобиля вкредит, имеют в виду именно ИБК. И де-факто конкуренции вроде как не возникает.

С другой стороны, если Вы хотите купить в кредит достаточно дорогой новыйавтомобиль иностранного производства, то уже сейчас Вы теоретически можете взятькредит не только в ИБК [хотя этот банк, как мы и говорили, "доминирует" вавтосалонах], но и в нескольких других банках, в том же Пробизнесбанке,Межпромбанке, 1ОВК. По некоторым маркам [например, Рено] список банков включит всебя Райффайзенбанк и даже совсем небольшой банк Центурион. Понятно, чтодоступность кредитов и вообще заинтересованность банков в том, чтобы выдаватьтакие кредиты, может быть низкой, т.е ряд банков рекламирует автокредитование,но занимается им ограниченно. Однако, если кредит ищет богатый или простопривлекательный для банков клиент, то у него действительно уже есть выбор, ивыбор не маленький. Таким образом, основы для конкуренции банков ужезаложены. И в 2002г. эта конкуренция действительно начнется.

Уроки 2001г.

2001г. дал возможность оценить следующие важные факторы в маркетингеавтомобильных кредитов:

1. Низкая ставка по кредиту - не главное. Пример ИБК (здесь в августе 2001г.произошло повышение процентной ставки по кредитам с 15 до 18% годовых, а приэтом количество желающих взять кредит не уменьшилось) говорит о том, что высокаяставка кредитования - это не главное для клиентов, а главное - это доступностькредитов и сервис, т.е. способность быстро и без специальных проблем дляпокупателя обработать его обращение и понятным и логичным образом принятьрешение по кредитной заявке, а затем это решение трансформировать в покупкуавтомобиля. Здесь тоже прячутся разные организационные проблемы, как-то учетценовой политики автосалонов (не секрет, что часть из них уходит от налога спродаж), обучение работников, создание лояльности со стороны автосалонов кбанку.

2. Единственным каналом продаж автомобильных кредитов для ВСЕХ банковявляются автодилеры. Это означает, что потенциальные кредитополучатели приходятв автосалоны, где обычные продавцы или выделенные специалисты по кредитампредставляют условия кредитования, а также отсеивают покупателей и вообщезанимаются продажей кредита, если так можно сказать. Достоинства такого подходапонятны - это низкая цена при (теоретически) большом охвате. Недостатки такогоподхода - низкий профессионализм работников автосалонов и низкая лояльность,выражающаяся в миграции от банка к банку и представлении в партнерские банкизаведомо ложных сведений и даже участие в подделке документов, представляемых вбанк. Рано или поздно какой-то из банков оценит опасность того, что долгосрочнаястратегия продаж потребительских кредитов находится в полной зависимости отнепрочных и ненадежных отношений с разными автосалонами. Наверняка, в 2002г. мыувидим

3. Как было сказано выше, доступность кредита ценится потребителями больше,чем его цена. Действительно, разница в 5% годовых для машины ценой в 20 тысячдолларов соответствует увеличению кредитных платежей с 562 до 597 долларов(разница 34 доллара). А 3% - это 20 долларов в месяц. Не такие большие деньги,это раз. Но еще более важно то, что в более важным фактором ценообразованияможет быть исходная цена автомобиля, и 20% годовых приложенные к машинестоимостью 19 тысяч долларов окажутся дешевле для покупателя, чем 15% годовыхприложенные к машине за 20 тысяч. А такая разница в ценах на одинаковыеавтомобили не так и редка, особенно по таким маркам как Вольво, Фольксваген,возможно Ауди. Так вот доступность кредита определяется во многом требованиями иограничениями на профиль потенциального кредитополучателя, установленными вбанках. И эти требования будут, неизбежно будут снижаться, упрощаясь и становясьменее объемными и глубокими. Более того, упрощение процедуры получения кредитарассматривается как конкурентное преимущество, и именно так новые банки (пример,Собинбанк) ищут себе место на уже занятом рынке.

Кулешов Антон
e-mail: Этот e-mail адрес защищен от спам-ботов, для его просмотра у Вас должен быть включен Javascript
www.carloan.ru
www.carleasing.ru
www.kreditcard.ru